И с отсутствием воспитания в современной школе так же, как и отсутствием идеологии в обществе - лицемерие, игра словами, шулерство. Человека можно не воспитывать, но человек не может не воспитываться - человека воспитывает, в смысле формирует, окружающая его среда - вся, во всей своей полноте. А вот среду эту кто-то ведь целенаправленно формирует! Это как лозунг швейцаров: клиент не должен замечать, как его раздевают. Пример: культивирование пресловутой толерантности на Западе - это разве не самое что ни на есть воспитание? Что это вообще такое - воспитание?..
И с идеологией точно так же вопрос - что это такое? А идеология это, если "в двух словах", система взглядов и идей (стихийная или концептуально оформленная), которая 1) выражает интересы, мировоззрение, идеалы различных субъектов политики (общества, наций, классов, партий, движений) и 2) выступает формой санкционирования существующего в обществе порядка вещей, либо его преобразования (такого или иного, постепенного или быстрого, поверхностного или радикального). Или, в другой формулировке: система, которая 1) отражает (на основе определенных общественных интересов) отношения людей к окружающей действительности и друг к другу и 2) служит закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Идеологическая система взглядов и идей формируется коллективно с осознаваемыми политическими целями в ситуации, когда верят, что изменение нормально и потому полезно цели сформулировать. Всякая идеология выражает интересы каких социально-экономических групп.
Так что невозможно человеческое общество без идеологии и воспитания - принципиально невозможно, и те, кто говорят, что идеологии нет или ее не должно быть (и с воспитанием точно так же) - если не последние дураки, то настоящие лицемеры.
Дополню. Само собой, что всегда и везде есть воспитание и идеология. Каждый человек это сумма характера-наследственности, знания, воспитания, убеждений и практических дел, то есть навыков и опыта. Воспитывают семья, школа и среда с улицей. Причём семья является носителем консервативных ценностей от предков, семейных традиций, то есть сохраняет многое и хочется думать, что лучшее из вчерашнего дня. Среда учит настоящему, где воспитывают не столько правила и законы, сколько примеры и общественная мораль. А вот школа должна бы учить тому, что потребуется в будущем с плечом лет эдак в 10-20. Но всё это должно бы в идеале скрепляться доминирующей и убедительной для большинства идеей. В этой триединой связке пока проблем больше, чем достижений: семья, как правило, неполная, как институт и ячейка общества деградирует, среда учит господствующим ныне в обществе буржазным правилам, а школу превратили в платные услуги с натаскиванием на тесты и то с наймом репетиторов. И когда говорят про отсутствие воспитания или про отрыв просвещения-образования от воспитания, то имеют в виду отсутствие концептуальной, лучше бы гуманистической идеи и разрыва между всеми составляющими воспитания: его содержания, личностным установкам, принципам-стилю, веры и институциональным признакам. Вот и получают в итоге или социальное поведение с соответствующей личностью или асоциальное, а с суммой таких личностей и соответствующее общество...
И про идеологию. Конечно, у нас по конституции не допускается господства какой-либо идеологии, но это не означает, что её нет. Не уходя далеко в прошлое, можно отметить, что наша господствующая идеология всё-таки есть и называется она неолиберализм с антисоветизмом и антикоммунизмом. Власть, конечно, не против надеть по ситуации советский парадный мундир, но это ситуативное поведение и оно со сменой обстановки поменяется от частичной ресоветизации снова в декоммунизацию. Такие государственные антисоветизм с антикоммунизмом диктовались курсом российского правящего сословия во встраивание в глобализм, пусть и на приставном стульчике. Ранее этот глобализм, то есть подчинение планеты единому мировому правительству, называлось космополитизм и мондиализм. С ним боролся Сталин:"Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их "превыше всего". Теперь не осталось и следа от "национального принципа". Теперь буржуазия продает права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять". Ныне делать вроде бы нечего, кроме как национализировать буржуазию и попробовать сделать её главой и руководящей силой нации, в успехе чего лично у меня есть большие сомнения.
Ныне делать вроде бы нечего, кроме как национализировать буржуазию и попробовать сделать её главой и руководящей силой нации, в успехе чего лично у меня есть большие сомнения.
Сомнения тут в цели и полагании добро/зло. ) Например, коли цель - фашизм и нацизм определённой нации, то буржуазия вполне эффективно это выстроит. Тем более национализированная.
А вот если цель многонациональное государство, то тут уже вилка: (1) уничтожение наций в общем винегрете либерализма и последующий опять-таки фашизм и нацизм, но уже "общечеловеков"; либо (2) сохранение многообразия, но тогда нужна некая "новая социальная общность". Ранее была советская, ныне нужна не меньшая, а точнее - большая по убедительности.
И с идеологией точно так же вопрос - что это такое? А идеология это, если "в двух словах", система взглядов и идей (стихийная или концептуально оформленная), которая 1) выражает интересы, мировоззрение, идеалы различных субъектов политики (общества, наций, классов, партий, движений) и 2) выступает формой санкционирования существующего в обществе порядка вещей, либо его преобразования (такого или иного, постепенного или быстрого, поверхностного или радикального). Или, в другой формулировке: система, которая 1) отражает (на основе определенных общественных интересов) отношения людей к окружающей действительности и друг к другу и 2) служит закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Идеологическая система взглядов и идей формируется коллективно с осознаваемыми политическими целями в ситуации, когда верят, что изменение нормально и потому полезно цели сформулировать. Всякая идеология выражает интересы каких социально-экономических групп.
Так что невозможно человеческое общество без идеологии и воспитания - принципиально невозможно, и те, кто говорят, что идеологии нет или ее не должно быть (и с воспитанием точно так же) - если не последние дураки, то настоящие лицемеры.
Reply
Reply
Reply
Сомнения тут в цели и полагании добро/зло. )
Например, коли цель - фашизм и нацизм определённой нации, то буржуазия вполне эффективно это выстроит. Тем более национализированная.
А вот если цель многонациональное государство, то тут уже вилка: (1) уничтожение наций в общем винегрете либерализма и последующий опять-таки фашизм и нацизм, но уже "общечеловеков"; либо (2) сохранение многообразия, но тогда нужна некая "новая социальная общность". Ранее была советская, ныне нужна не меньшая, а точнее - большая по убедительности.
А вот с этим точно, проблема ...
Reply
Leave a comment