Mar 01, 2018 01:06
Я совсем не знал Яначека. Просто не представлял, что это за композитор.
Но по некоторым внешним параметрам априори относился к премьере "Енуфы" в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко скептически и критически.
Конечно, я понимал, что мой друг Александр Титель, как всегда, поставит эту оперу блестяще. Что и случилось.
Я знал, что блестящий театральный художник Владимир Арефьев сотворит лаконично-глубокомысленные и предельно стилистически выверенные декорации. Так и получилось.
Знал, что петь будут очень хорошо. Так и пели...
Но всё равно - первое действие меня обескуражило. Какая-то безмелодичная история из жизни моравского села, заслуживающая не оперы, а максимум - романса. Но это в России. Или в Италии. А в Чехии, оказывается, иначе...
Да, после первого действия я окончательно понял, что Яначек не Верди и не Чайковский.
А его опера - не опера. Где грандиозные хоры? Где войны, монархии, матадоры, чудеса, князи Игори, бунты, рушащиеся царства и грандиозные трагедии и пр.?
Но во втором действии я не только втянулся - мне начала нравиться даже музыка.
А финал уже почти напомнил мне настоящую оперу. Русскую - Мусоргский, Чайковский. Разумеется - в чешско-моравском крохотном эквиваленте, но всё-таки.
Словом, мне понравилось.
Более того, я советую пойти и послушать эту оперу, тем более, что нигде в России вы больше её не услышите.
опера