Jun 13, 2015 00:47
Перебирая свободным вечером выходного дня свой архив, я наткнулся на статью, которую написал в сентябре 2008 года для газеты "Известия" (тогда же она и была опубликована).
Очень хорошая, оказывается, статья. Что доказывается, в частности, тем, что в ней фактически предсказано развитие событий в последующие годы - вплоть до того, что следующий кризис, подобный южноосетинскому, случится на Украине. Что и произошло.
Даю возможность любителям старины прочитать эту статью сегодня. Разумеется, ни слова я в ней не меняю.
АВГУСТ 2008-го: УРОКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
События августа 2008 года на Кавказе оказались столь серьезны и сами себе, и по своему влиянию на мировую и российскую политику, что еще долго будут поминаться и анализироваться. Прошло уже больше месяца с начала военной атаки Грузии на Южную Осетию и Россию, две недели со дня признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, а мировая дипломатия все продолжает вращаться вокруг них и высветленных этими событиями тенденций и проблем. И это вращение еще не скоро замедлится. А посему есть смысл зафиксировать то, что показал Август 2008-го и каковы его как краткосрочные, так и долгоиграющие уроки и последствия.
1. Реализация западного проекта для Кавказа, т.е. и для всего постсоветского пространства, завершается неудачей. Этот проект предполагал вытеснение России из этого пространства, а возможно - и из самой России. Ни в одну постсоветскую страну политическое вмешательство Запада не принесло согласия и стабильности. Действия же России давали и дают противоположный, то есть положительный результат.
2. Все отчетливее вырисовываются контуры того, что недавно Сергей Лавров очень удачно назвал постамериканским пространством.
3. Почему-то те, кого ставит в качестве лидеров тех государств постсоветского пространства, где Запад этих лидеров имеет возможность ставить, оказываются непременно либо ярыми русофобами, либо не адекватными людьми. Неужели на запасной скамейке Запада нет фигур, умеющих соблюдать хотя бы внешние приличия, например, не заигрывать с нацизмом и его последышами, не баловаться государственной ксенофобией, не играть, причем вдохновенно, роли провокаторов?
4. Россия, наконец-то, не только словом, но и действием продемонстрировала, что переходить через красную черту своих национальных стратегических интересов, особенно в окружающих ее регионах, более она не позволит.
5. Кроме того, Россия продемонстрировала свою подлинную независимость, а также политическую волю, смелость и ответственность. Вербально и теоретически как суверенная демократия и истинно независимая страна новая Россия существует с 2005 года (тогдашнее президентское послание Владимира Путина) и 2007 года (его же Мюнхенская речь). Реально и практически в этом качестве Россия родилась с 8 по 26 августа 2008 года.
6. США хотели проверить нового президента России «на вшивость» (следую лексической традиции нашего премьера), а правящую пару Медведев-Путин на прочность. Обе проверки эти два лидера прошли успешно.
7. В своей безумной территориальной экспансии и борьбе по вытеснению России с постсоветского пространства Запад, США в первую очередь, перешли от политических к прямо провокационным и даже военным действиям. Это снимает с России всякую ответственность за последствия такой политики Запада. Но это, конечно, очень опасно.
8. Сентябрьский саммит ЕС по разбору «персонального дела России» и иные подобные ему мероприятия суть просто рутинные партсобрания по проработке «совершившего проступок товарища». Но в Брюсселе забыли, что Россия - не член их парторганизации, да и сама парторганизация давно уже не вызывает восторгов у беспартийных мира сего, коих большинство.
9. Если нынешний кризис в отношениях между Россией и ЕС, Россией и НАТО, Россией и США будет переведен в конфронтацию, то это будет выбор Запада и только его. Обсуждать бред о том, что Россия хочет захватить Польшу или Литву, бессмысленно и просто смешно. Но использовать этот бред как политическое оружие и даже только оружие пропаганды - безответственно и опасно. Рано или поздно кто-то из провокаторов, как и случилось с Саакашвили, либо развязывает войну, либо создает для нее повод. Если «цивилизованная Европа» не помнит, к чему это приводит, то пусть перечитает учебники собственной истории. Конечно, учебники можно и переписать. Но вот переделать и обмануть реальную историю еще никому не удавалось.
10. С 26 августа Россия начала процесс реального собирания вокруг себя нового Российского союза. Как всегда, инициаторами этого выступили те народы, которые без России не чувствовали и не чувствуют себя в безопасности. Традиционная и исторически естественная миссия России как союзообразующего государства Востока Европы самим ходом событий переведена из временно латентного во вновь актуальное состояние.
11. В этой связи особо интригующим остается вопрос о том, почему формальные и потенциальные союзники России стремительно не последовали за нею в признании независимости Абхазии и Южной Осетии. На этот вопрос дается фактически один ответ: у многих стран есть и собственная проблема сепаратизма, а потому им не резон признавать то, что рано или поздно бумерангом вернется к ним самим. Ответ правильный, но далеко не единственный и, на мой взгляд, даже не главный.
Молчание Китая, традиционно предпочитающего не бросаться словами по разным международным поводам, не затрагивающим его непосредственно, фактически есть признание права России на то, что она сделала.
Дипломатия же так называемых новых независимых государств еще слишком молода и неопытна для того, чтобы без тщательного анализа и основательной подготовки решиться на то, что и более зрелые государства не решаются сделать сразу.
Но главное, конечно, в том, что эти новые государства слишком часто в предшествующий период видели, как Россия, сделав шаг вперед, затем отступала на два или три назад. Каково было бы в свете этого опыта, стремительно последовав в деле признания за Москвой, но в противовес позиции Запада, вдруг, если бы Россия и на этот раз отступила назад, оказаться перед разгневанным Вашингтоном один на один?
Они выжидают, но, по мере того, как будут убеждаться, что на сей раз Москва от своих принципов и решений не отступает, и сами дозреют до собственных ответственных решений.
12. К сожалению, следующую провокацию такого рода, которую устроил режим Саакашвили, но в иной форме, нужно ждать на Украине, что, конечно, гораздо опаснее. Субъективный фактор в виде запредельного уровня антирусского национализма значительной части украинской правящей элиты налицо. Абсолютная солидарность с режимом Саакашвили, причем именно в ходе военных действий, тоже. Поэтому главный вектор российской внешней политики должен сейчас переместиться на украинское направление. И новая стратегия и тактика действий России на этом направлении должны быть разработаны тщательно, но стремительно. Тем более, что провокационный «концерт антирусских провокаторов» выбрал местом своих постоянных сборов не только Тбилиси, но и Киев.
13. Постсоветский передел границ в Европе начала не Россия, а Запад. И то, что этот передел продолжится дальше, сомнений нет. Смешно думать, что Югославия может распасться, а, например, Грузия, нет. Что немцы могут воссоединиться, а какой-то другой европейский народ нет. История, вся состоящая из распадов и объединений, не может в одной части Европы идти, а в другой - остановиться. Вопрос в том, в какие политических формах будут реализовываться эти объективные процессы. И будет ли в этом деле Запад действовать столь же разумно и ответственно, как до сих пор действовала Россия?
Крым,
Путин,
Евросоюз,
США,
Южная Осетия,
Абхазия,
Новороссия,
Украина,
Запад