Apr 28, 2008 00:27
Еще кое-что из алмаатинских впечатлений. Я был там на ежегодном Евразийском медиафоруме, который проходил в седьмой раз. Проводит его Дарига Назарбаева, а я являюсь постоянным участником.
На форум съезжается довольно много интересных экспертов из разных стран. В последние годы - очень основательно представлены США. Несколько лет подряд от них приезжали Ричард Пёрл и Ричард Холбрук, которые очень напористо, а порой и весьма агрессивно выступали перед аудиторией. Лейтмотив их выступлений: Америка всегда права, а если не совсем права, что бывает редко, то остальные ошибаются еще больше.
В этом году от США в Алма-Ату был приглашен Збигнев Бжезинский. Я давно не видел и не слышал его живьем. (Лет 15 назад встречался с ним в его офисе в Вашингтоне, брал интервью.)
В Алма-Ате Бжезинский произвел на меня очень хорошее впечатление. Во-первых, он выступал, как бы мы выразились, «очень интеллигентно», то есть без типичных для американцев (а теперь все больше и для «европейцев») фанаберии и абсолютного нежелания (и неумения) учитывать чужие интересы и даже просто воспринимать чужое мнение.
Во-вторых, он демонстрировал действительно тонкий анализ событий и мировых тенденций и говорил (очень спокойно) вещи, которые мало от кого услышишь. Одни просто до этого не доходят, другие произносить такое публично «стесняются».
Сразу видно, что это специалист действительно высшего класса.
Вот самый яркий пример этого (из того, что Бжезинский сказал в Алма-Ате).
Был задан такой вопрос (кстати, по-моему, представителем какой-то арабской страны): США глубже других (помимо самих участников) вовлечены в ближневосточный конфликт и в перманентный процесс его урегулирования, следовательно, на них лежит очень большая ответственность за все, что на Ближнем Востоке происходит. И вот когда эта ответственность конвертируется в решение проблемы?
Нетрудно представить, как ответили бы на этот вопрос 99% американских экспертов. Расшифровывать не буду.
А вот что сказал Бжезинский. Причем очень спокойно. (Я опускаю детали, передаю только самый интересный пассаж).
Он сказал: арабские государства любят много говорить, но не делать. Если вы всерьез не хотите заниматься миром, то тогда займитесь всерьез войной. А то и этого нет.
Не стану скрывать, я был поражен такой откровенностью, «неполиткорректностью», а также точностью оценки. Причем, напоминаю, все это публично, перед большой аудиторией и телекамерами.
Я и сам считаю, что есть конфликты, которые и в наше время могут быть реально решены только одним путем, а именно - силовым (включая военный вариант). При этом, естественно, побеждает только одна сторона. И никакие дорожные карты, мирные урегулирования и бесконечные конференции ни к какому решению никогда не приведут. Ближневосточный конфликт относится именно к таким конфликтам. Кстати, совсем недавно именно так была решена проблема Косово. К этому же типу относятся и по крайней мере три конфликта на постсоветском пространстве (Карабах, Абхазия, Южная Осетия).
Выступая публично, я говорю об этом редко и очень осторожно, так как реакция аудитории и большинства коллег почти всегда предсказуема: ты провокатор, пропагандируешь войну и пытаешься сорвать «мирный процесс».
В Алма-Ате я был одним из спикеров на сессии, посвященной главным электоральным событиям 2008 года. И, как вы понимаете, мне пришлось «отдуваться» за наши президентские выборы. В своем выступлении, кстати, я воспользовался присутствием Бжезинского, точнее тем, что выступая несколько раньше меня, он произнес одну фразу, на которую я сослался, чтобы осадить чрезмерно ретивых критиков России.
Впрочем, об этом расскажу завтра.
Бжезинский,
Израиль