Вернулся из театра им. Станиславского и Немировича-Д. Там в рамках фестиваля "Золотая маска" шла опера "Борис Годунов", поставленная год с небольшим назад моим другом Александром Тителем в первой авторской редакции в Екатеринбурге
( Read more... )
"Правда, Александр Титель пошёл на революционный шаг - полностью убрал весь польский акт."
И что тут "революционного"? Музыковеды и раньше утверждали, что весь этот акт изначально - "уступка мещанским взглядам публики", которая, дескать, без любовной интриги оперу себе не представляла. Без "польского акта" "Годунов" уже поставлен в Театре-студии Вишневской. Уж коли на то пошло, так постановка в студии Вишневской ещё "революционнее" будет: в ней и сцена под Кромами опущена.
Только вопрос: что опера выигрывает от таких сокращений? Я с Мусоргским, конечно, хлеб-соль не делил, может он, и правда, предпочёл бы не "уступать мещанским взглядам", вот только опера от такой "уступки" только лучше стала: сцены Марины с Рангони и, особенно, с Самозванцем сильны как в драматургическом, так и в сценическом отношении, да и ария Марины слишком хороша, чтобы жертвовать ею в угоду режиссёрским изыскам, какими бы "революционными" они ни были. А насчёт "уступки мещанским взглядам публики" хорошо высказалась моя бывшая одноклассница (из лучших преподавателей литературы в Москве, если не во всей России, кстати): Пушкин тоже, выходит, "уступил мещанским взглядам"? А ведь не оперу писал!
Да без пресловутого "польского акта" вся линия Самозванца обрывается и сходит на нет. Нечего сказать, "блестящая" режиссёрская находка!
И что тут "революционного"? Музыковеды и раньше утверждали, что весь этот акт изначально - "уступка мещанским взглядам публики", которая, дескать, без любовной интриги оперу себе не представляла. Без "польского акта" "Годунов" уже поставлен в Театре-студии Вишневской. Уж коли на то пошло, так постановка в студии Вишневской ещё "революционнее" будет: в ней и сцена под Кромами опущена.
Только вопрос: что опера выигрывает от таких сокращений? Я с Мусоргским, конечно, хлеб-соль не делил, может он, и правда, предпочёл бы не "уступать мещанским взглядам", вот только опера от такой "уступки" только лучше стала: сцены Марины с Рангони и, особенно, с Самозванцем сильны как в драматургическом, так и в сценическом отношении, да и ария Марины слишком хороша, чтобы жертвовать ею в угоду режиссёрским изыскам, какими бы "революционными" они ни были. А насчёт "уступки мещанским взглядам публики" хорошо высказалась моя бывшая одноклассница (из лучших преподавателей литературы в Москве, если не во всей России, кстати): Пушкин тоже, выходит, "уступил мещанским взглядам"? А ведь не оперу писал!
Да без пресловутого "польского акта" вся линия Самозванца обрывается и сходит на нет. Нечего сказать, "блестящая" режиссёрская находка!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment