.
За постановкой этого вопроса кроется глубокое беспокойство за судьбу Живого Журнала и миллионов его пользователей. В условиях продолжающегося обвала экономики и нарастания политического и социального напряжения потенциальное закрытие ЖЖ не выглядит нелепым предположением. Прецеденты уже были: с 13 по 15 марта прошлого года ЖЖ был уже заблокирован на территории России. В течение двух лет доступ в Живой Журнал был закрыт в Казахстане. Ничего невозможного нет.
Могут ли запретить ЖЖ в связи с тем, что осенью, по многочисленным прогнозам, произойдут массовые волнения, а в Кремле в той или иной форме случится дворцовый переворот? Вероятность небольшая, но она имеет место быть. Причем если это случится, блокировка или полное закрытие доступа грозит всем социальным сетям - именно они являются одним из катализаторов массовых беспорядков в периоды политических потрясений. При этом Живой Журнал попадет под ограничение в последнюю очередь, т.к. больше всего засвечиваются в экстремальные времена сети ВКонтакте и Фейсбук. Несмотря на это, если возникнет необходимость разорвать связи протестующих, закроют все, включая ЖЖ.
Дело может дойти даже до полного отключения в стране Интернета. Или же это произойдет только в тех городах (регионах), где социальный протест будет грозить переходом к массовым беспорядкам. Это крайний вариант, но его исключать также нельзя: опыт Венесуэлы, Ливии и др. стран показывает, что власти в пиковые моменты просто отключают всемирную паутину и сотовую связь, лишая массы коммуникационной мобильности.
Существует и другая угроза. Может ли противостояние Владимира Путина и Запада привести к введению мощных санкций в информационной среде? Это самый крайний вариант конфликта, однако сейчас все идет именно к его эскалации, и чем все это закончится, никто не знает. Очень похоже на то, что Запад принципиально готов пойти ва-банк в стремлении сместить нынешнее руководство России. А значит, для достижения этой цели в ход могут пойти любые средства: вплоть до отключения российских банков от системы SWIFT и мер по ограничению или полной блокировке на территории России всех сетевых ресурсов, чьи сервера расположены в США.
Это безумие. Отключив для русских Фейсбук и Живой Журнал, американцы ударят под дых многомиллионной массе интернет-пользователей, которые уже с трудом могут представить свою жизнь без страничек в социальных медиа, без ежедневного общения с друзьями не только в стране, но и во всем мире. Эту огромную социокультуру США могут подкосить буквально за несколько секунд, вызвав гигантский всплеск недовольства населения, причем наиболее активной его части. Для США это чрезвычайно выгодный фактор, потому что весь гнев лишенные сетевого наркотика люди выплеснут… конечно, на Путина.
В настоящее время отключение ЖЖ и других соцсетей со стороны Госдепа выглядит преждевременным и неразумным: в их недрах куется оппозиция и ведется пропагандистская обработка электората и будущих участников массовых протестов. В случае, если не будет протестов, в мозгах податливого электората все равно нужно сформировать необходимый поведенческий рефлекс, который должен сработать, когда придется отвечать на вопрос «кто во всем виноват»…
Права на обслуживание Живого Журнала в кириллическом сегменте принадлежит компании SUP Media, входящего в онлайн-империю Александра Мамута. При этом Живой Журнал в России работает на основании законов США, все сервера ЖЖ находятся на американской территории. При тотальном контроле русского ЖЖ со стороны американских спецслужб они же сохраняют определенный контроль и над сонмом русских олигархов, чьи состояния сосредоточены на Западе. Поэтому здесь все спокойно. Без крайней необходимости ЖЖ не отключат, а самодеятельности местных миллиардеров никто в США не потерпит.
Наиболее вероятен поэтому вариант отключения ЖЖ и всех соцсетей со стороны российских властей, если ситуация будет разворачиваться в сторону нарастания напряженности и появления в стране уличных настроений. Недавно в Росси был проведен соцопрос, результаты которого показали, что население всеми конечностями выступает ЗА ограничительные меры в отношении Интернета в случаях, когда это угрожает государственной безопасности. Проведи такой опрос в ЖЖ - результат будет прямо противоположный. В ЖЖ ничтожно мало революционеров и потенциальных свергателей власти - такие больше пасутся в Фейсбуке и в ВКонтакте.
Осенью прошлого года Совбез РФ уже рассматривал вопрос об отключении в кризисные времена не только соцсетей, но и всего Интернета. Некие фигуры предлагали президенту ввести в стране «особый порядок управления интернетом, предусматривающий его полное отключение во время чрезвычайных ситуаций. Эта инициатива предусматривает введение провайдерами специальных настроек оборудования, позволяющих временно отключать российский сегмент сети от глобального в условиях военных действий и массовых волнений». Дмитрий Песков опроверг наличие таких планов, заявив однако: «Являющиеся главным администратором Интернета США стали непредсказуемым партнёром, и российское руководство действительно задумывается на тем, чтобы «обеспечить национальную безопасности» в сети». По словам Пескова, «речь идёт только о защите Рунета от внешней угрозы, а не о том, чтобы отгородиться от всего остального онлайн-мира».
Владимир Путин тоже не раз публично заявлял о недопустимости вмешательства в сетевую жизнь граждан. Но в кризисной ситуации политический инстинкт самосохранения почти наверняка окажется сильнее и важнее социального и информационного гуманизма, а о свободе слова вообще никто не вспомнит… Так что если осенью масса форс-мажорных факторов все же обрушит ситуацию в многострадальной России, ЖЖ окажется под угрозой закрытия. Вероятность этого не столь велика, но отбрасывать такую возможность пока преждевременно.