Как заставить кучу народа прийти на самое людное в городе место и валяться там по земле, стоять столбом, принимать самые разные позы, да еще строго по команде? Или вообще раком толпу поставить, причем совершенно добровольно и к тому же бесплатно? Скажете, невозможно?
Элементарно, Ватсон, сказал бы сами знаете кто.
Просто, как пять копеек. Все дело в упаковке. Напишите на упаковке данного действа «современное искусство» - и дело в шляпе. И простые души прибегут, как миленькие, поучаствовать в этом самом искусстве, кто из любопытства, а кто - по глупости. И с готовностью сделают все, что от них требует «художник», да хоть разденутся догола. И будут, трясясь от холода, выполнять любые, даже самые вздорные команды ловкого типа, который сообразил, как все это дело упаковать, обставить и пропиарить.
Зовут этого ловкача Спенсер Тьюник и промышляет он тем, что сгоняет к самым известным местам в мире тысячи простаков обоего пола. И они, в чем мать родила, терпеливо исполняют любые, пусть и самые вздорные, команды. А он все это фотографирует и потом выдает свои опусы за высокое искусство, подпирая данные действия супероригинальными заявлениями о том, что все люди равны во всех отношениях.
Меня эти фото и смешат, и пугают одновременно. Потому что напоминают сразу и мега-баню, и генеральную репетицию Страшного суда. Особенно когда издали снято - нечто и вовсе ужасное, какая-то биомасса без лиц. И еще вспоминается Агата Кристи, которая устами своего Эркюля Пуаро высказалась, что пляж с голыми людьми больше всего похож на прилавок мясной лавки.
Но этот штукарь от манипуляции именно и стремится создать «массу», чем больше, тем лучше. В самой массовой его акции принимали участие чуть ли не 7000 человек. И честно говорит об этом в своих интервью: «привлекая натуралов, геев и лесбиянок, я сплетаю разные слои населения для того, чтобы создать прекрасную материю, которая будет подпирать изумительное здание Сиднейской Оперы».
Да, а ведь в свое время проклятый тоталитаризм-то именно за это правозащитники и иже с ними и обличали - за уравниловку и сведение человека к «винтику», а народа - к «массе», которая что-то там «подпирает".
А все дело было просто в неправильной упаковке, то есть названии всего дела. Надо было это "концептуальным искусством" назвать.