Признаюсь, что при детальном ознакомлении (сделал это на днях) с недавно вступившим в силу Положением о национальном парке «Тункинский» меня взяла оторопь.
В последнее время была отработана (в т.ч. поддержана Минюстом России) практика урегулирования такой актуальной для ряда национальных парков проблемы, как возможность свободного посещения местными жителями соответствующих функциональных зон национальных парков. Вопрос-то понятен - грибы, ягоды, рыбалка, пикники и просто прогулки, сельхозработы, личный бизнес - да мало ли что еще, речь ведь идет не о туристах, а о местных жителях.
Вот, Положение о национальном парке «Онежское Поморье» (утверждено приказом Минприроды России от 3 апреля 2017 г., то есть до утверждения Положения о национальном парке «Тункинский»,зарегистрировано Минюстом России 29 мая 2017 г. ).
И вот каким образом в нем изложен соответствующий пункт:
12. Пребывание на территории национального парка физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.
На территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, проживающих в поселке Пертоминск и деревнях Красная Гора, Летняя Золотица, Летний Наволок, Лопшеньга, Луда, Лямца, Пурнема, Пушлахта, Уна, Яреньга, и их близких родственников <1>.
--------------------------------
<1>
Статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 2016, N 1, ст. 77).
А вот Положение о национальном парке «Шорский» (утверждено приказом Минприроды России от 27 июня 2017 г., зарегистрировано Минюстом России 25 июля 2017 г., то есть после утверждения Положения о национальном парке «Тункинский»).
И вот как в нем изложен соответствующий пункт:
11. Пребывание на территории национального парка физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.
На территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемой зон) без соответствующего разрешения разрешается пребывание граждан, постоянно проживающих в населенных пунктах Чулеш, Ключевой, Мрассу, Камзас, Таймет, Большой Лабыш, Эльбеза, Верхний Бугзас, Нижний Алзак, Верхний Нымзас, Нижний Нымзас, Чилису-Анзас, Верхний Алзак, Нижний Алзак, Сайзак, Верхние Кичи, Средние Кичи, Нижние Кичи, Усть-Анзас, Ближний Кезек, Верхний Анзас, Верхняя Суета, Средняя Суета, Нижняя Суета, Средний Чилей, Карагол, Средний Бугзас, Карбалык, Белка, Верхний Таймет, Усть-Пызас, Усть-Азас (Шортайга), Чазы-Бук, и их близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, опекуны, попечители, подопечные). <1>
--------------------------------
<1>
Статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 2016, N 1, ст. 77).
А вот национальный парк «Тункинский» - это единственный национальный парк в стране, созданный (я считаю, что по недомыслию) целиком в границах административного района.
И вот что сказано в новом Положении о национальном парке «Тункинский»:
11. Пребывание на территории национального парка физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.
А вот карта-схема этого национального парка:
Конечно, в реальной жизни никто не будет требовать (да и выдавать) жителям этих поселков разрешения на походы в лес по грибы. Создан лишь новый повод для потенциальных конфликтов, да очередной пример девальвации изданного нормативного правового акта.
На сегодняшний день в России 22 национальных парка еще не имеют актуализированных (и зарегистрированных в Минюсте) Положений о них. Кроме того, работа по актуализации рано или поздно затронет и ряд остальных национальных парков.
И в этом деле руководителям федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, необходимо «вкладывать душу» в процесс подготовки таких документов, в том числе максимально (ясное дело, что уж как получится) отслеживая их прохождение на министерском уровне, не уповая лишний раз на то, что там «знают как надо».