ЗА КРИЗИС

Oct 22, 2008 19:35

Этика и дух капитализма.

В Азии накопление капитала по темпу в три раза превышало темпы в Штатах, Европе, в два раза превышало до сих пор то, что принято в других развивающихся странах.Так что, если надо объяснить Азию, объяснить Китай, надо объяснить, чем вызвана эта огромная быстрая мобилизация капитала. Объясняя это, можно сказать, что азиатские страны, в том числе и Китай, много инвестируют, потому что они мало потребляют и национальная доля сбережений просто огромная. Если смотреть на Соединенные Штаты, то национальный валовой продукт в экономике меньше 10 % на сегодняшний день. Если посмотреть на Европу, данная цифра может колебаться от 18 до 20 %. Если взять Азию, то в период высокого роста эта цифра составит 35%, если не сорок. Сегодняшний Китай - от 45 до 50%. Это средства, которые не идут на потребление, а идут на огромные темпы инвестирования, накопления капитала, и всё.

Джонатан Андерсон (главный экономист по развивающимся рынкам компании UBS, в прошлом работал в Goldman Sachs и МВФ) Экономический рост и государство в Китае.

В масштабе экономики в целом для российского потребителя характерно то, что он феноменально много покупал и мало запасал. Именно бум потребления, особенно импорта, и подорвал российскую экономику. В этом смысле то, что могли бы сделать российские потребители в настоящий момент, вернее то, что им придется сделать - это намного больше сберегать - иметь сбережения на случай увольнения, иметь сбережения в конце концов на старость (чем в настоящий момент практически никто не озаботился) и думать в каких масштабах и какие товары на самом деле нужны. Российский потребитель, по мировым меркам являясь не самым богатым, потреблял намного больше люксовых товаров, намного больше автомобилей и т.п. Пример с автомобилем как раз показывает, что возможно, можно менять автомобили реже, что, возможно, надо переходить на более экономичные модели.

Михаил Матовников (глава Центра экономического анализа "Интерфакса") Бум потребления подорвал российскую экономику. навел svinobraz_76

Как говорится: почувствуйте разницу.

Эти наблюдения имеют еще и важное методологическое значение. Модный ныне Славой Жижек настаивает на том, что капитализм это такая «антицивилизация» которая приходит на смену цивилизационному разнообразию. Мол, не бывает капитализма китайского, индийского или евро-Атлантического. Так сказать новое прочтение советской марксистской формационной методологии. Да и по Валерстайну былые мир-империи поглощены современной капиталистической мир-системой. Но вот «общественная практика» как раз подтверждает иное. Старые добрые шпенглеровско-данилевские цивилизации живее всех живых, и того и гляди переживут капитализм.

как-то так поправьте, если ошибаюсь.

антропология, экономика, Валлерстайн, кризис, марксизм, экономика Китая, Славой Жижек

Previous post Next post
Up