Oct 20, 2012 15:11
Вчера у Перри Андерсона вычитал одну любопытную деталь.
Последствием османского завоевания для балканских крестьян стало существенное улучшение их положения. Местная феодальная знать была уничтожена а пришедшие ей на смену турецкие тимариоты значительно снизили уровень эксплуатации и не имели юридически закрепленных прав на личную зависимость подчиненных им крестьян.
Однако это покращення неожиданно вышло боком. На селе уничтожение феодальной системы привело к архаизации социальных структур - возврату к родоплеменным отношениям. Резко упала грамотность. Прекратилось развитие городов как центров ремесла и торговли.
"Таким образом - пишет Андерсон - хотя огромное число сельских жителей материально выиграли от первоначальных эффектов турецкого завоевания, так как оно привело к уменьшению объема излишков, отбираемых у непосредственных производителей в сельской местности, оборотной стороной того же самого исторического процесса были остановка местного социального развития по направлению к более развитому феодальному порядку, возвращение к дофеодальным патриархальным формам и длительный застой всей исторической эволюции на Балканском полуострове"
(Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. М. 2010. - С. 347 - 348.)
Таким образом сам по себе уровень эксплуатации, на котором зациклены марксисты, еще не является ни социальным злом, ни социальным благом.
Турция,
Сербия,
марксизм,
Перри Андерсон,
история