Не быць лохом!
7 ноября одна из лучших отечественных рок-групп - белорусы «Ляпис-Трубецкой» - презентовали новый клип на песню «Не быць скотам». Кто не видел - очень рекомендую, очередной (после «Капитала» и «Буревестника») маленький шедевр. Видеоряд состоит из типажей революционеров начала 20-го вв. «сидящих за решеткой, в темнице сырой» и солиста в белорусской вышиванке на фоне бело-красного флага с «литовским всадником».
Прыпеў: (2 разы)
Хлеба, солi!
Зямлi, волi!
Кроўю, потам!
Не быць скотам!
Повторюсь - и песня, и клип, как обычно у «Ляписа», отличные, но на мысли меня наводит не особо радостные. Самое беспроигрышное политическое оружие - это соединение марксисткой стилистики и риторики с нац-демским содержанием. Сами по себе нац-дем идеи имеют довольно ограниченную силу влияния, но если посылать в массу туманные, но яркие антикапиталистические месседжи, то успех обеспечен.
Вот в данном случае, «Ляпис» однозначно выступает против Лукашенко, но при этом апеллирует к совершенно марксистским образам. Именно такой развод был у нас на Майдане, массу туда привлекла в первую очередь социальная несправедливость, порожденная капитализмом. А когда все заканчивается, вам говорят: "Извините, но социализма ведь никто не обещал. А Че Гевара на майке? Ну Че Гевара, это просто такой символ протеста и борьбы за свободу".
И более того, именно результаты этой самой революции открывают новые перспективы именно перед капитализмом. Именно это ждет Белоруссию - разграбление собственности, уродливое социальное неравенство, массовое гастарбайтерство как молодежи, так и остального трудоспособного населения.
Кстати, насколько я понимаю, впервые такой «развод» случился во времена Великой Французской Революции. По сути, массы народа были недовольны именно капитализмом, который потихоньку разъедал ткань уютного «Старого порядка». В итоге недовольство масс умело канализировали против самого «Старого порядка», расчистив капитализму магистральную дорогу. Общество, почувствовав себя обманутым, потом еще трижды выходило на баррикады в 1830, 1848 и 1871-м.
Именно эта черта всего «освободительного» дискурса и сделала меня «охранителем» и консерватором. Я бы сам с удовольствием поучаствовал в революции, которая бы честно обозначила свои задачи - либо демократизация общественной жизни при сохранении экономической модели капитализма (буржуазно-демократическая революция) либо ликвидацию этой модели и установление диктатуры пролетариата (социалистическая революция). Причем, повторюсь, мне подходят оба варианта, в каждом из них есть своя прелесть. Но пока нас пытаются «развести», умело скрещивая первое со вторым, побуду-ка я лучше «охранителем» и консерватором.
Поэтому, когда революционер призывает тебя «Не быць скотам!», то я советую - прежде всего, не будь лохом.
ну и собственно клип:
Click to view