Чрезвычайное положение обязывает
В прошлом номере «ПИСЕМ С ПОНТА» мы рассказывали об обострении противостояния между турками и курдами. В минувший понедельник турецкий премьер Эрдоган обсудил этот вопрос с Джорджем Бушем. Судя по всему, американский президент пообещал туркам активную помощь в проведении точечных спецопераций против боевиков Курдской рабочей партии. Таким образом, Вашингтон надеется избежать прямого масштабного турецкого вторжения в Иракский Курдистан. Результаты такого вторжения могут иметь катастрофические последствия для всего азиатского региона. Пока ситуация вокруг Курдистана несколько успокоилась.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Острейший кризис с удивительной симметричностью вспыхнул на северо-западной и юго-восточной переферии региона. В Грузии и Пакистане.
Нынешнее обострение ситуации в Грузии началось после того, как в конце сентября бывший министр обороны Ираклий Окруашвили выступил со скандальными обвинениями в адрес главы государства. Напомним, что своего поста бывший сподвижник президента лишился почти год назад, в ноябре 2006-го. Практически сразу же за заявлениями Окруашвили последовал его арест. Официально ему были предъявлены обвинения в вымогательстве, отмывании денег, злоупотреблениях полномочиями и халатности. Если к этому прибавить постоянные заявления Саакашвили о «Руке Москвы» и «подготовке мятежа», то вырисовывается классическая картина кисти товарища Берия. Вредительство, шпионаж и антисоветский заговор. Находясь в заключении, лидер грузинской оппозиции признался, что намеренно оклеветал товарища Сталина… простите, демократически избранного президента Саакашвили. Вслед за чистосердечным раскаяньем по законам жанра последовал жест доброй воли властей. Оставив в залог сумму равную десяти процентам дохода грузинского бюджета, Окруашвили вышел на свободу. Правда, после тюремных нар потребовалось лечение в Германии. Поправив здоровье, экс-министр из Мюнхена выступил с телеобращением к митингующим, которые собрались на площади перед парламентом. В обращении он повторил все прежние обвинения и добавил несколько новых. А уже через два дня митинг оппозиции был разогнан газом и водомётами. Затем спецназ ворвался в редакцию оппозиционного телеканала Имеди, вещание которого было прервано. В ночь на 8-е ноября Саакашвили ввёл в стране чрезвычайное положение.
Президент объявил о том, что внеочередные президентские выборы пройдут 5 января. Ход беспроигрышный. У весьма неоднородной грузинской оппозиции слишком мало времени на выдвижение единого кандидата, подготовку и проведение избирательной компании. О такой мелочи как отсутствие необходимых конституционных условий для внеочередных президентских выборов говорить даже неудобно.
За два дня до решения президента Саакашвили, чрезвычайное положение в своей стране ввел генерал Мушарраф. Разговоры о том, что в Пакистане будет приостановлено действие конституции, появились еще в Июне. Основной причиной была резкая активизация исламских экстремистов, как в самом Пакистане, так и в сопредельных районах Афганистана. В связи с этим ряд американских политиков высказался в том смысле, что режим Мушаррафа уже не способен справляться с этими проблемами. Впрочем, вашингтонский рецепт от всех болезней известен - демократия и гласность. От Мушаррафа потребовали либерализации режима. Накануне президентских и парламентских выборов он даже разрешил лидерам оппозиции и бывшим премьер-министрам Навазу Шарифу и Беназир Бхудтто вернуться в страну. Шариф прибыл в Пакистан в сентябре, однако уже через четыре часа был депортирован из страны. Бхудтто повезло не намного больше. В день её возвращения экс-премьера попытались взорвать, а в минувший четверг она была заключена под домашний арест. Итог всех этих бурных событий - чрезвычайное положение и новая дата выборов - они пройдут в феврале.
Как видим сходство кризисных процессов в Грузии и Пакистане остро бросается в глаза благодаря их синхронности. Мы не будем особо распространяться о судьбе грузинской демократии. Здесь всё предельно ясно. Так же ясно, что если бы не политреформа Мороза, то и наши псевдореволюционеры действовали бы под стать Саакашвили. Если уж не мягкий Ющенко, то Тимошенко точно. Ну а, судьбы демократии пакистанской, думаю, и вовсе мало волнуют наших читателей (хотя, учитывая наличие в Пакистане ядерного стоит быть повнимательней). Для нас здесь важно другое.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что нынешние кризисы вызваны не текущей политической конъюнктурой, а куда более глубокими историческими причинами. И современная Грузия и Пакистан это государства, возникшие на обломках империй - Советского Союза и колониальной Британии. В обоих случаях существующие сегодня границы зачастую искусственны, а внутри этих границ можно наблюдать существенную этническую и конфессиональную пестроту. И в Грузии и в Пакистане существуют анклавы, фактически независимые от центра, где местные полевые командиры подменяют собой государственную власть. Обе эти страны верные союзники США. Но самое главное, что и в Грузии и в Пакистане власть практически никогда не сменялась конституционным путём. Назвать такую государственность состоявшейся можно с большой натяжкой.
Если мы отбросим южную экзотику, то вынуждены будем признать, что по многим позициям Украина весьма напоминает государства вроде Грузии или Пакистана. По многим позициям, но не по всем. И поэтому у нас еще есть надежда, что стране удастся избежать сползания в хаос и распад. А для этого нужно начинать учиться на чужих ошибках.