Подоралась как-то у меня серия материалов за Америку, под общим заголовком "Американский кердык"
Пол Крэйг Робертс, бывший помощник министра финансов, редактор газеты Wall Street Journal, профессор политэкономики в Центре стратегических и международных исследований Джорджтауновского университета, «отец Рейганомики».
Источники превращения США в сверхдержаву:
1. пространства и природные ископаемые
2. разрушения индустриальной мощи Европы в двух Мировых войнах
3. исключение России и в меньшей степени Китая и некоторых других азиатских стран из мирового рынка.
4. в совокупности это привело к появлению 4 фактора - доллар стал резервной валютой, и после отмены золотого стандарта «печатный станок» стал главным «полезным ископаемым» США.
Т.е. базовые причины, на самом деле глубоко субъективны, случайны и не связаны с особенностями американской экономической или политической модели.
«В отличие от некоторых стран, США - это не этническая группа. Это сборище различных людей, объединенных Конституцией.» Антитеррористическое законодательство попрало базовые принципы конституции.
Кстати, если на эту мысль наложить реальные проблемы с латиносами в южных штатах, то картинка станет глубже и объемнее.
Самые влиятельные группы с особыми интересами - это
1. ВПК и комплекс госбезопасности, в который входят Пентагон, ЦРУ и обслуживающие их корпорации,
2. Американско-Израильский комитет по общественным связям,
3. нефтепромышленность
4. Уолл-стрит (инвестиционные банки и хеджевые фонды),
5. страховые компании,
6. фармацевтические компании и
7. сельскохозяйственные компании, производящие еду сомнительного содержания.
Как показывает на примере ВР и «Конторы»
этот текст п. 3 и 4 (а отчасти и 7) это две стороны одной медали.
Перевод промышленности в страны с низкими издержками (начался в 1990-м) подорвал влияние профсоюзов, а это в свою очередь ударило по Демократической партии, которая сегодня также как и Республиканская оказалась, зависима от корпоративного сектора. Следовательно, фундаментальной разницы между ними нет, и это сводит к нулю эффективность политической системе основанной на двухпартийности.
Социально-экономические последствия деиндустриализации
- уменьшение налоговой базы бюджетов, в первую очередь региональных
- небывалый уровень безработицы. Если исчислять по методике 1980-го - 20%. Но даже по нынешней методике, обнародованные недавно цифры оказались существенно ниже прогнозов, особенно с учетом того, что замер делался на пике созданных государством временных рабочих мест (например, участие в переписи населения).
- демонтаж социальных лифтов. В первую очередь кризис базисной для всей Америки системы университетов - для дипломированных специалистов просто нет рабочих мест, зато число иностранных студентов растет, т.к. потребность в них как раз и составляют выведенные из США производства
- отрицательный торговый баланс
- избыток долларов в экономике стран производителей приводит к скупке ими оставшихся активов в США, а это (внимание!) прежде всего инфраструктура. Прибыль, которую приносят эти активы опять же уходит за рубеж.
- инфляционное давление на доллар. Добавлю от себя, т.к. Америка ничего не производит на экспорт (на память: 5% ВВП, 13 % американских компаний), то понижение курса не компенсируется конкурентным преимуществом на внешних рынках и импортозамещением на внутреннем (в отличие от зоны Евро).
- инфляция нивелирует рост доходов домохозяйств, а значит, убивает потребительский спрос. А это 70 % экономики США! Теперь посмотрите на приведенный выше список олигархических секторов - номера с 3 по 7 работают именно на внутренний рынок. А №1 это оборонка. Ничего не напоминает?
И дополним картину из
еще одного важного текста. Крупные техногенные катастрофы в США:
2003 г. - «блэкаут» энергоснабжения на северо-востоке страны,
2005 год - катастрофа Нового Орлеана из-за прорыва дамб,
2007 г. - обрушение моста Сейнт-Энтони-Фоллс в Миннесоте.
2010 - Дипвотер в Мексиканском заливе.
Дэн Коупелл в статье «Мосты в будущее» (русское издание «Популярной механики», июль 2008 г.) пишет:
«…Создается впечатление, что аккуратно выстроенный мир начал разваливаться на куски, а ремонт и поддержание в порядке всей этой инфраструктуры вдруг предстали почти невыполнимой задачей. Хотя бы потому, что работы оказалось столь много. Американцы ХХ века были самыми трудолюбивыми строителями за всю историю человечества. А теперь им на голову свалилась обязанность поддерживать в порядке все, что они понастроили, - магистрали, мосты, плотины. Управится ли с этой задачей Америка XXI века?
…Сейчас Америка проживает грандиозное наследство, состоящее из железобетонных чудес света. Эти памятники величественнее, чем что-либо, построенное в Древнем Риме, и строили их циклопы, вооруженные сварочными горелками, мастерками и клепальными молотками…»
Я тщательно конспектирую всё это не для того чтобы сделать резюме в духе «скоро всей вашей Америке - кирдык». Просто я еще раз повторяю тезис о том, что падение СССР это не частный процесс, и не результат победы Запада в «холодной войне». На самом деле это часть масштабнейшего исторического процесса именуемого «конец Модерна».
Считать, что СССР стал жертвой Запада, то же самое, что думать, что падение Римской Империи это победа Сасанидского Ирана.
Это о том, как не надо понимать мои нотатки. А теперь о том, что я на самом деле имел в виду.
Речь идет о том, что пытаться возродить Модерн в отдельной взятой части суши - как велика она бы не была - невозможно. И вместо того, чтобы тратить на это силы, нужно пытаться понять, что за эпоха надвигается на нас с неминуемостью нефти, движущейся к берегам Луизианы. Продолжая этот образ, скажу, что призывы
uralov к новой модернизации, индустриализации и империализации это попытки сбора этой нефти лодками для ловли креветок.