Понится в студенческие годы меня занимал вот какой вопрос. Демюзиль сообщает, что древнее индоевропейское общество состояло из трех социальных групп - жрецов, воинов и "рядовых общинников". Классика - конечно Индия с её кшатриями-шматриями, но вот но следы триады прослеживаются у всех И.Е. нардов. В глубокой архаике. Например в какой-нибудь кактакомбной культуре.
Так вот вопрос для меня был в том, что европейское средневековье даёт нам просто идеальный пример этой модели. При том что ни у римлян, ни у германцев её в чистом виде не было, а становление европейского феодализма отстоит от индоевропейского единства на пару тысяч лет. И основой европейской цивилизации были не скотоводческие культы, а христианство.
Так вот ответ на этот вопрос я неожиданно для себя обнаружил в очень интересном тексте Холмогорова о недугах современной церковной жизни. Оказывается кастовая замкнутость и ограниченность социальных ролей христианского священства это сугубо средневекоое искажение и приводит примеры из моей любимой позднеатичности. Например такой:
епископом города Птолемаиды был избран знаменитый философ Синезий, который ладно что был, возможно, еще не крещен, но, более того, предупреждал, что не вполне разделяет некоторые христианские догматы и понимает их в духе неоплатонизма (о чем он вполне откровенно сообщил в письме патриарху Александрийскому Феофилу). Даже это не помешало патриарху крестить и рукоположить Синезия, а тому успешно исправлять епископскую должность до конца жизни. Конечно, такой крайний случай в современной России вряд ли возможен и уместен, и привел бы лишь к ненужным соблазнам, но важен сам принцип - священство рассматривалось не как дело касты посвященных, а как общественное служение людям, составляющим в духовном порядке единое Тело Христово, а в мирском - определенное сообщество.
Такие подозрения были у меня уже давно. что средневековая деградация всего, на церкви сказалась не лучшим образом, и то, что нас зачастую в сегодняшней церкви нерадует, есть ни что иное, как феодальные пережитки.
И теперь меня мучает новый вопрос. Каков путь развития Церкви в моём любиом Новом Средневековье?
Удастся ли перейти к холмогоровской массовости или еще сильнеее усугубится кастовая замкнутость священства?