ЗА ПОЛИТИКУ

Dec 25, 2009 16:47

Жемчужина без моря

В начале второй декады Декабря одна за другой пришли три новости. 10 ноября из сомалийского плена после 7 месяцев выкупили «Ариану». Через день у берегов Кипра затонул сухогруз «Сала 2» с украинским экипажем. А 13-го его судьбу повторил «Оганбей» уже у турецкого берега.

Эти «случаи в море» наводят на грустные размышления. В наследство от Советского Союза Украине досталось несколько элементов того, что именуется «геополитической инфраструктурой». В первую очередь это пресловутая «газовая труба», а также крупнейшая в мире судоходная компания - Черноморское морское пароходство. Сегодня от последнего остались лишь вывеска и долги. Я думаю, что и «труба» разделила бы судьбу флота, не будь в ней газа под давлением. Впрочем, то, что не сдали на металлолом сразу, превращается в него со временем. Утрата Украиной ГТС - вопрос времени, «труба» либо сгниет, либо достанется русским и европейцам.

Но исчезновение отечественного торгового флота - это только половина проблемы. Вторая половина - это военный флот. Я не имею в виду ВМФ Украины. Здесь говорить просто не о чем. Речь идёт о Черноморском флоте России с базой в де-юре украинском Севастополе. И проблема эта, естественно, не в наличии «чужого» флота на нашей территории, как твердят националисты и евроатланты. Проблема в том, что этот флот на самом деле не нужен самой РФ.

Военный флот со времён Древней Греции никогда не существует сам по себе. Так бывает разве что у пиратских анклавов типа Тортуги или Мадагаскара. Военный флот в первую очередь должен быть готов защитить интересы государства и его граждан вдали от родных берегов.

В этом смысле Одесса и Севастополь - это две половинки целого, которые не могут полноценно существовать друг без друга. Эта идея, эта специализация была заложена в города их основателями, и её невозможно произвольно изменить по чьему-то политическому желанию. Поэтому проблема не в том, что в 2017 году военный флот должен уйти из Севастополя, а в том, что пока в Одессе нет торгового флота, то и боевые корабли в севастопольских бухтах никому не нужны.

Надежд на возрождение торгового флота с базой в Одессе в сегодняшних условиях нет совершенно. Украина - абсолютно сухопутная держава. В Киеве, а тем более во Львове в принципе не представляют себе что такое морехозяйственный комплекс. Из этого непонимания рождается и особое отношение. Если тебе что-то досталось даром, а ты к тому же не понимаешь что с этим делать, то вряд ли станешь это ценить.

А между тем выход к Чёрному морю дался нашему народу большой кровью. Ещё одна дата этого месяца - 24 декабря. Годовщина взятия Александром Суворовым крепости Измаил. Если кто забыл или не знал вовсе, напомню: крепость была турецкая, а под началом Суворова в русской сражались и украинские казаки. Было в его армии немало и офицеров-европейцев, среди них основатели Одессы Дерибас, Ришелье, Деволлан. В сегодняшнем украинском пантеоне вы не найдете имён этих героев. Их деяния не востребованы государством, его руководители просто не знают, что делать с доставшимся им имперским наследством.

Их помыслы обращены не к просторам Мирового океана, а к расположенной к западу от их владений суше. Суше, перед которой украинская элита испытывает суеверный трепет и чувство вины за свою неполноценность. Мы виноваты, а значит, нуждаемся в адвокатах. Первым из них стала Жечпосполита, по-нашему Польша, в которой смысл выхода к морю понимали всегда и всегда стремились к его расширению. Со вторым адвокатом - Румынией мы рассчитались куском черноморского шельфа.

Но два адвоката хорошо, а три - ещё лучше. Тем более, если адвокат с собственным богатым опытом евроинтеграции. Я имею в виду Турцию, которая до недавних пор уверенно двигалась по пути в Европу. Вначале через кемалистские реформы, затем, вступив в НАТО. Сегодня турецкие клубы и сборные играют именно в европейских спортивных турнирах. Правда, с Турцией одна проблема: у неё в Европе землицы маловато. Ну, так с этим мы можем и подсобить.

флот, Севастополь, Одесса, Однако, Украина

Previous post Next post
Up