ЗА ОДЕССУ

Aug 07, 2009 12:55

Политическая ситуация в родном городе накаляется настолько, что придется отвлечься от талибов, Эмануила Канта и догмата о Св.Троице и уделить здесь этому необходимое внимание.

Начну с появившегося недавно на сайте промерской организации "Свободная Одесса" манифеста. Сам сайт, потрясающий пример чернушной помойной ямы с неподражаемым витиеватым стилем позднесоветской провинциальной прессы. Например, текст о гибели небезысвестно Максима Чайки от рук бойцов антифа озаглавлен "Урки Маркова зверски зарезали человека".

И тут, посреди этого бреда, с которого я по необходимости обычно начинаю рабочий день, появляется документ интеллектуальный и концептуальный уровень которого резко контрастирует с обычным содержанием писаний СО. Причем автор задаёт весьма приличную планку, поскольку городской идеологии как таковой Одессе еще никто не предлагал. Аналогичный наш документ находлся на тот момент еще в зародыше.

Впрочем текст провесел на сайте не долго, и я подозреваю не без моего косвенного участия. Просто накануне я, в телефоном разговоре с Димитриевым, по пунктам изложил, как мы этот текст распилим на куски, переварим и обратим против его авторов. И на утро страница с манифестом оказалас недоступной.

Перед тем, как я ознакомлю читателей с собственной версией критики Манифеста, хочу послушать и вас, в т.ч. интересно будет мнение людей со стороны, т.е. не одесситов.

Интресно, что практически параллельно с манифестом, на городских улицах был размещен очередной муниципальный креатифф, который, на мой взгляд, представляет собой удивительно точную визуализацию, приводимого ниже текста. За наводку спасибо ivan-tea.



МАНИФЕСТ СВОБОДНОЙ ОДЕССЫ

О текущем моменте

Одесса, наш город родной, погрязла в мелочных коммунальных разборках. В местной политике - налицо жестокий “кризис жанра”. Лидеры практически всех политических и общественных сил явно не способны сегодня подняться выше вопроса о коммунальных тарифах, вывозе мусора, облагораживании зеленой зоны, а также выше бесконечных взаимных обвинений, так или иначе сводящихся к вопросам “дерибана”.
Между тем жизнь и судьба любого человека, народа, страны или города определяется его миссией. Нет миссии, нет предназначения - нет и судьбы. Как отдельная человеческая личность не вправе и не может полагать смыслом своей жизни лишь потребление, так и бытие Города не может быть сведено только к росту числа урн или баков для мусора. Город призван видеть свою судьбу в контексте исторической перспективы.
Одесса просто не вправе перестать смотреться в Зеркало Истории…

Одесса и Украина

Недолгая история независимой Украины до сих пор была и остаётся историей борьбы разных этнокультурных и социальных групп, имеющих разное видение путей развития страны. Говоря по правде, эта страна изначально не знает движения куда бы то ни было - в точности по той же причине, что и пресловутый “воз” из известной басни Ивана Крылова.
Набившая оскомину дилемма Восток-Запад: дилемма языка, дилемма внешнеполитической направленности и внутреннего устройства государства - не только продолжает существовать, но и искусственно обостряется заинтересованными политиками с периодичностью от выборов к выборам.
Пена, которую поднимают различные политические силы по поводу существующих в стране противоречий - это борьба тех, кто делает вид, что любит Украину, с теми, кто делает вид, что любит Россию. К реальным интересам самой Украины и ее регионов (и даже к интересам России) эта пена не имеет никакого отношения. А вот к вопросу приватизации страны разными финансово-политическими элитами - самое непосредственное.
Правящие элиты стремится упрочить собственное положение, подчиняя все общество условиям, выгодным для дальнейшего присвоения элитами материальных ценностей и иных активов.
Одно из главных таких условий - атомизация общества (то есть превращение его в неспособную к организации смесь “свободных индивидуумов” - без связей, без традиций, без цели, без характера). Это необходимо власть имущим для реализации принципа “разделяй и властвуй”.
Стандартная политическая жвачка, которую нам скармливают раз за разом, упрощена до дошкольного уровня - вот мол, есть бандеровский Запад, который спит и видит, как перестрелять москалей и выслужиться перед США, и есть Восток, который спит и видит, как русские танки загрохочут по мостовой, а российские солдаты сорвут, наконец, ненавистные жовто-блакитные флаги.
Действительность же - намного сложнее, и эта сложность (да еще в условиях кризиса) требует сложных ответов на сложные вопросы.
Ответы на эти вопросы не были даны только потому, что до сих пор их толком никто не задавал.
А между тем, Одесса имеет полное право для того, чтобы не только задать эти вопросы, но и добиться ответа на них.

Миссия Одессы

Согласно опросам общественного мнения, подавляющее большинство граждан Украины желает воплощения европейского пути развития страны.
Обратимся к истории Европы. Одна из ее уникальных страниц - феномен так называемых негоциантских городов-республик - Венеции, Генуи, Пизы.
К примеру, Венеция, город-республика площадью всего четыре (!) квадратных километра, просуществовала как независимая и могущественная торговая империя в течение 1000 лет (!), на равных конкурируя с геополитическими гигантами того времени - арабскими Халифатами, Византийской и Османской империями. Не отставала от Венеции и средневековая Генуя.
Выходцы из этих городов определяли политику Азии и Европы, господствовали на просторах Средиземного моря, вмешивались в судьбы стран и народов.
Всего этого венецианцы и генуэзцы достигли, культивируя свои неповторимые особенности, а не унифицируясь по внешним образцам. Повторим - культивируя свои особенности, а не принимая чужие схемы!
История нашего города восходит к генуэзская фактория Джинестра. Поэтому мы, одесситы - и де-факто, и де-юре - наследуем европейскую традицию вольных торговых городов (кстати, в связи с этим глубоко символично, что именно Генуя несколько десятилетий назад стала одним из первых городов-побратимов Одессы).
Европейский путь развития - это, прежде всего, реализации идеи “Европы городов”, а не “Европы стран”, идея культивирования регионального многообразия. Следует вспомнить, что Магдебургское право самоуправления городов существовало в Украине до конца XVIII века!
Вспомним идею, которую вкладывали в создание Одессы ее отцы-основатели. Это был проект, словно бы выдвинутый в будущее: идея плавильного котла тигля и народов. Одесса со дня основания была и остается европейским городом.
Образец того, на что способна торговая вольница, Одесса сполна демонстрировала в конце ХІХ - начале ХХ века, всего сто лет спустя основания города. Это был четвертый, после двух столиц и Варшавы (по населению в том числе), город Российской империи, локомотив индустриализации и модернизации.
Сегодня молодое украинское государство зашло в тупик исторического развития. Централизованный государственный бюрократизм мешает решению насущных вопросов. И не только в сфере ЖКХ - он мешает, прежде всего, расцвету культурного многообразия регионов Украины, которое в свою очередь, и является основой экономической успешности.
Именно поэтому сегодня “Свободная Одесса” предлагает реализовать новую муниципальную модель - модель культивирования региональных отличий, как залога полноценного развития всей державы.
Вот ее краткие тезисы:
- ради сохранения единства страны и реализации европейского пути развития, регионы Украины должны не унифицироваться центральной властью, но культивировать свои уникальные культурные и социально-экономические отличия. Это не означает “федерализацию”, а наоборот - означает лишь укрепление унитарного организма страны за счет наилучшего выполнения каждым из его “органов” свойственных только ему функций: “сила - в разнообразии”;
- для наиболее успешного разрешения вышеозначенных задач, право на реализацию своего уникального исторического пути должно быть закреплено законодательно. Нам нужен Закон “Oб oсобом cтатусе Одессы”. Региональным (краевым) парламентам, городским советам должно быть разрешено вводить свое, минимально регламентированное “сверху” и максимально гибкое социально-экономическое законодательство, учитывающее специфику регионов, их традиции, исторически сложившиеся “горизонтальные” связи, но не противоречащее общенациональному по ключевым вопросам (обороноспособность, стратегические отрасли, всё, что связано с понятием национальной безопасности в широком смысле);
- для Одессы эти требования означают, в первую очередь, реализацию на деле проекта “Порто-Франко”, историческое наследование традиций негоциантских городов-республик - таких, как Генуя и Венеция, возврат к идее Одессы, изначально заложенной в нее при создании - как выдвинутого в будущее форпоста прогрессивных социально-экономических технологий, экспериментального полигона новых моделей развития страны;
- усиление власти на местах, должно быть подкреплено укреплением исполнительных функций - так, необходимо, в дополнение к национальной милиции, вводить муниципальную милицию, сотрудники которой будут заботиться на о правопорядке вообще, а о благополучии родного для них города, о безопасности и благополучии своих земляков и родных.
До сих пор удачным примером отстаивания региональных интересов и вывода их на общенациональный уровень отличались только Донецк и Харьков. Теперь это будет Одесса. Отныне Одесса выступает флагманом борьбы за права регионов.

Первоочередные мероприятия, запланированные “Свободной Одессой” для реализации вышеуказанной стратегии:
1. инициирование широкой городской научной и общественной дискуссии, задачами которой является выявление исторических механизмов становления Одессы как уникального культурного и экономического явления;
2. начало кампании по восстановлению исторического облика города и края;
3. начало широкого общественного, межконфессионального и межнационального диалога в Одессе и Одесском крае, радикальное усиление статуса национальных объединений и их влияния на политику Города и области, всего Причерноморья.

За нашу Свободу и Процветание!

Гурвиц, идеология, Одесса

Previous post Next post
Up