ВР - 5. Жизнь после смерти
Основным политическим событием недели на Украине стала прошедшая во вторник сессия Верховной Рады. В зале присутствовали фракции Партии регионов, Коммунистической и социалистической партий Украины а также часть депутатов Блока Юлии Тимошенко и представитель Нашей Украины Сергей Головатый.
На повестку дня были вынесены три вопроса. Во-первых, о внесении изменений в конституцию Украины по вопросу лишения народных депутатов, президента и судей неприкосновенности. Во-вторых, о внесении изменений в закон о статусе народного депутата по вопросу отмены ряда льгот. И, в-третьих, обращение к президенту по поводу ситуации вокруг закона о госзакупках. Все три решения получили поддержку большинства депутатов парламента.
Вечером накануне заседания Рады с очередным обращением к нации выступил президент Ющенко. Начал он с того, что объявил заседание Верховной рады неконституционным. «Ставлю крапку над «і». Згідно з Конституцією, Верховна Рада України п'ятого скликання є неповноважною» - заявил президент. По его мнению, все решения принятые на сессии будут нелегитимны и бессмысленны. Президент также обвинил коалициантов в нарушении интеллектуальной собственности, имея в виду проект решения об отмене неприкосновенности. По словам Виктора Ющенко, задача парламентского большинства состоит в дестабилизации ситуации в стране и срыве внеочередных парламентских выборов. Он высказал уверенность в том, что страна уже не та, что прежде, и от имени общественности и народа выразил нежелание лицезреть своих политических оппонентов.
Рассмотри подробнее аргументы сторон. Президент и оппозиция считают раду нелегитимной, поскольку действует указ о её роспуске. Александр Мороз в ответ приводит фундаментальные конституционные принципы - разделения ветвей власти и непрерывности власти. Верховная рада прекращает свою работу с момента начала работы нового созыва.
Действительно, представим себе, что текущие выборы будут признаны недействительными. Допустим, окажется недостаточной явка избирателей или суд отменит результаты вследствие тотальной фальсификации. Будет назначено новое голосование. И всё это время в стране будет отсутствовать одна из трёх ветвей власти? Её функции возьмёт на себя президентская вертикаль? Это узурпация.
У президента сложилось мнение, что решения Рады неконституционны. Действительно в ней нет кворума. Но Спикер официально обратился в Конституционный суд и Центральную избирательную комиссию с просьбой разъяснить, может ли быть этот кворум восстановлен и не была ли нарушена процедура. Ответа до сих пор нет.
В прошлой программе мы рассказывали, как в Турции вышли из аналогичной политической ситуации. Парламент избрал президента, но поскольку оппозиция покинула зал, не было необходимого кворума. Турецкий президент не стал выступать по телевизору и делится с нацией своими мнениями и впечатлениями, не созывал совета национальной самообороны. Он обратился в конституционный суд и тот подтвердил - да кворума не было, а значит, выборы недействительны. Обе стороны конфликта, приняв это решение, стали готовиться к внеочередным выборам.
Отличие президента Турции от президента Украины состоит в том, что он не просто философствует на тему европейских принципов, а строго их придерживается. Правда, ни это, ни членство в НАТО не приблизило его страну к обещанному членству в ЕС. Но это уже как говорится совсем другая история.
Отдельно стоит остановиться на вопросе о госсзакупках. Я думаю, многим работникам бюджетных организаций, которым в минувшие месяцы пришлось заниматься организацией тендеров на закупки карандашей и салфеток этот вопрос будет поинтересней проблемы неприкосновенности депутатов. Ситуация с этим законом является классическим примером цинизма, некомпетентности и политических манипуляций оранжевых политиков.
История вопроса такова. Закон, который давно был необходим и к тому же требовался для вступления в ВТО, был принят Верховной радой в декабре 2006 г. Президент подписал его и официально опубликовал. В то же время к отдельным положениям нового закона оставались некоторые вопросы, которые Виктор Ющенко и изложил в письме в Верховную Раду. В этом письме он указал и дату, до которой желательно закон усовершенствовать - 15 августа 2007 г. Была создана рабочая группа, которая к 19 июня подготовила необходимые поправки. Парламент принял закон, но секретариат отказался подавать его на подпись президенту, поскольку, как мы уже говорили, у его окружения сложилось впечатление о нелегитимности парламента.
И вот, в конце августа на программе «Свобода» Савика Шустера министр обороны, член Нашей Украины Анатолий Гриценко выступает с резкой критикой в адрес коалиции по поводу закона о госзакупках. Его активно поддержал и экс-министр финансов Виктор Пинзеник. После этого волна критики выплеснулась в прессу. А Ющенко в упомянутой речи назвал принятые в установленные им же сроки, санкционированные им же поправки «звичайними спекуляціями». Комментарии, как говорится, излишни.
И в завершении об авторских правах на неприкосновенность. Даже представители партии регионов признают, что проведенное им голосование за отмену иммунитета и привилегий это удар по президентскому блоку, который Петр Симоненко окрестил «наша самооборона».
В Нашей Украине многие не хотели внеочередных выборов. Скромные результаты оранжевых в 2006 году, и страх перед Тимошенко не вселяли оптимизма. Избирательная компания показала, что эти опасения были небеспочвенны. Наша Украина к выборам оказалась не готова. Среди причин поражения на парламентских выборах и последующего развала фракции аналитики называли отсутствие организационного единства. В 2006 г. в Нашу Украину входило шесть политических партий. Сегодня их уже десять. Основной лозунг, который сумели сочинить технологи президентского супермегаблока - отмена депутатской неприкосновенности. Это всё с чем партия идёт на выборы. Основной рецепт развития страны от Луценко и компании. И вот это единственный, да к тому же краплёный козырь выбит.
Нужно сказать, что идея отмены неприкосновенности не нова. Как и двухпалатный парламент, и ряд других недавних инициатив президента, она была сформулирована еще Кучмой. Но тогда все эти идеи были встречены сторонниками Ющенко в штыки. Правда теперь они говорят, что страна изменилось, стало больше демократии, и политические репрессии никому больше не грозят.
Честно говоря, после недавних увольнений журналистов нового и пятого каналов затронувших тему семьи президента в эти заверения верится с трудом.