Смелое решение Губернатора области, создавшего министерство по туризму, и свои ожидания, как инвестора в одно из туристических направлений, подвигло на формулирование моих «пяти копеек», в общую копилку мыслей о необходимых шагах для интенсивного развития отрасли туризма и превращение этого сегмента экономики в индустрию, соизмеримую по доходам с другими секторами экономики региона.
Туризм многогранен. Попытка значительного изменения места отрасли туризма в экономике региона в существующей системе координат, когда мы рассуждаем в основном об организованных автобусных экскурсионных турах в регион, строительстве баз отдыха на берегах, да уповаем на бизнес, который придёт и решит все вопросы, во многом не оправдает надежд.
Не будет прорывным увеличение организованного экскурсионного туристического потока - по сути нам некуда возить людей и, приятные исключения в виде отреставрированного Путевого дворца не способны переломить тенденцию.
Не будет прорывного развития средств размещения на наших основных водоёмах - нет ответа на вопрос: «а зачем ехать в такую даль», когда вблизи Москвы есть масса интересных объектов размещения не в менее красивых местах. Летнее значительное увеличение турпотока не решает эту проблему, когда смотришь на загрузку по году. Именно поэтому существует тенденция к закрытию или попытке продаж баз отдыха, например на Селигере.
Не будет серьёзных инвестиций в туризм со стороны бизнеса, так как не существуют какой-то интересной рентабельности от вложения капитала в эту отрасль да и бизнес много отстаёт в своих амбициях от ожидания власти и общества. Сегодня предел фантазии бизнеса это строительство коттеджных посёлков, где слово яхт-клуб и гостиница являются больше приманкой для покупателей дач, нежели серьёзными рекреационными проектами.
Нужно скрупулёзно инвентаризировать все составляющие сферы туризма, опираясь на мировой опыт, разрабатывать конкретные проекты развития и критерии оценки каждого элемента и привлекать бизнес к его реализации, в виде предложения конкретных лотов, при обязательном условии, что власти всех уровней возглавят этот процесс, а не будут статистами лишь регистрирующими изменения в отрасли.
И о задачах:
Задачи сегодняшнего дня.
Исходя из текущего развития отрасли, сегодня можно успеть постараться максимально полно решить две конкретные задачи, решение которых может существенно увеличить туристический трафик в регион уже в этом сезоне и создать предпосылки к дальнейшему развитию сферы туризма:
1. Туры выходного дня. Все жители Москвы и московской агломерации в текущем году минимум одни выходные сезона должны провести в Тверской области;
2. Работа с транзитным трафиком. Максимальное количество водителей и пассажиров из транспортного потока, идущего по федеральным и основным региональным автодорогам должны заночевать в Тверской области.
С этой целью необходимо:
-Разработать и внедрить стандарт по содержанию, как минимум, центральных частей всех населённых пунктов Тверской области. Например, в согласованных границах центральной части населённого пункта: 1. Трава должна быть скошена, 2. кустарник подрезан на высоту 1 метр(например), 3. нижние ветки деревьев спилены на высоту не менее роста человека (например). 4. многоствольные деревья удалены; 5. стволы деревьев побелены; 6. Грунт, песок с краёв проезжей части дорог убран 7. Дороги и тротуары подметены; 8. газоны отформованы и не расползаются ни на проезжую часть, ни на тротуары; 8. бордюры, где есть, побелены; 9. на газонах местами устроены цветники; 10. Парковка транспорта у торговых объектов осуществляются только на твёрдое покрытие ( где нет твёрдого покрытия, газон огораживается декоративным заборчиком, исключающим парковку) 11. полуразрушенные исторические здания освобождены от мусора, если посещение их не безопасно, то они отгорожены декоративными заборами, у каждого здания установлен аншлаг, с краткой исторической справкой по объекту; 11. исторические здания, включая полуразрушенные оборудованы вечерней подсветкой.
Экспертно могу заявить, что это тот минимум, который можно сделать в рамках текущего бюджета поселения, для этого нужно только желание главы муниципалитета. Ну а если, наряду с реализацией больших проектов, часть средств из программ на городскую среду, которые предполагаются к выделению в этом году, направить в муниципалитеты на покупку малых форм (урны, лавочки, фонари) закупку бордюров, тротуарной плитки, то можно уже в туристическом сезоне этого года существенно улучшить привлекательность наших поселений, а значит увеличить туристический трафик.
- Разработать стандарт по проведению дней городов. На сегодняшний день формат проведения дней городов, зародившийся в девяностых годах прошлого века, с тех пор и не меняющийся, чем то напоминает организованные муниципалитетами, в той или иной степени, общегородские пьянки. Это с одной стороны не способствует привитию детям здорового образа жизни, когда уже в головах не одного поколения отложилось, что «шашлычёк под коньячёк» это и есть некий стандарт досуга, а с другой стороны мы теряем эти праздники, как события интересные с туристической точки зрения. Попытку изменить существующие подходы в проведении общегородских мероприятий были предприняты в прошлом году, когда по инициативе депутата Госдумы В.А. Васильева и администрации Кувшиновского района были проведены «Кувшиновские осенины», где были заложены следующие принципы и подходы, которые можно было бы использовать при разработке стандарта по проведению дней городов: 1. Необходимо стремиться к тому, чтобы все зрители были ещё и участниками праздника, для чего организовать максимальное количество состязаний и конкурсов в культурной и спортивной части ; 2. организовать для детей максимальное количество мастер-классов по самым различным направлениям; 3. Запретить торговлю спиртными напитками. 4. Разрешить торговлю продуктами питания и напитками, только произведёнными на территории региона; 4. Организовать конкурсы блюд, традиционных для данного места с возможностью их продажи участниками и зрителям, пришедшим на праздник.
Заинтересовать транзитный трафик следующий через регион и индивидуальных авто путешественников к заезду внутрь поселений. Ежедневно по федеральным и основным региональным дорогам, проходящим по территории региона проезжают тысячи автомобилей. Постановка задачи по развитию придорожного сервиса с целью монетизации этого трафика абсолютно верна. Вместе с тем можно добиться значительно большего, если поставить цель вовлечь автомобилистов к поездкам в глубь сельских и городских поселений, примыкающих к этим дорогам. С этой целью целесообразно проинвентаризировать на глубину 15-20 км. в каждую сторону от федеральных и основных региональных дорог, объекты, которые могут быть интересны путешественникам. В 2015 году по инициативе депутата Госдумы В.А. Васильева и Главы Бурашевского поселения С.Е Рожкова, мы проинвентаризировали объекты туристической инфраструктуры Бурашевского поселения и выявили 34 объекта
http://tourism.burashevo.ru/Главная.html , которые могут быть интересны путешественникам .
Инвентаризация туристической инфраструктуры всех поселений, примыкающих к основным федеральным и региональным дорогам, на мой взгляд, позволит не только вовлечь в глубь территории проезжающих путешественников, но будет способствовать формулированию отдельного турпродукта для автопутешественников и становлении сегмента агротуризма, как возможного средства размещения в таких маршрутах, как самостоятельного направления.
Событийный туризм. Проинвентаризировать существующие и учредить новые события федерального (желательно) масштаба, проводимые в Тверской области. Каждые выходные круглогодично в регионе должны проходить значимые события, итого 48 событий в год. В Твери 12 событий в году, в одни выходные дни каждого месяца и 36 событий в районах области (по событию в оставшиеся 3 выходных дня в месяце). Организовать рекламную компанию на Москву (радио, интернет) по продвижению каждого из определённых событий. Это позволит обеспечить не только круглогодичный туристический трафик, но и постоянное присутствие Тверской области в информационном пространстве страны, что благотворно повлияет в среднесрочной перспективе на инвестирование в средства размещения.
Какие это должны быть события это вопрос отдельного мозгового штурма с руководителями районов области и представителями туриндустрии региона, но четыре события, обсуждаемые с руководителями туристических объектов Твери хотелось бы озвучить, это:
- Фестиваль и театрализованное шествие посвящённое «Тверскому Козлу». Время проведения, например, апрель. Это событие может быть стартовым мероприятием летнего туристического сезона в регионе.
- Фестиваль «Картофельфест», посвящённый окончанию сбора урожая картофеля (например октябрь) и наш регион, где картофель является основной агрокультурой, вполне может претендовать на эксклюзивную эксплуатацию этой темы. Фестиваль, в несколько камерном виде, уже проводился в Твери Сергеем Марченко, которого, к сожалению, больше нет среди нас;
- Фестиваль - «Тверь - столица Русской( как вариант российской) кухни», основой которого может быть всероссийский конкурс блюд традиционной кухни (не только русской, а карельской и т.д.), всероссийский конкурс поваров русской ( как вариант российской) кухни с возможны учреждением некого звания, подтверждающей статус. Желательно добиться признание этого статуса в России и Мире.
- Фестиваль ремесленников и мастеров народно художественных промыслов Верхневолжья. Театрализованное действо, место проведения, как вариант, улица Трёхсвятская.
Наконец в регионе есть множество более «камерных» мероприятий крайне слабо капитализированных с точки зрения туристической составляющей, например уникальный фестиваль «Музыкальные вечера на Селигере», который в этом году будет проходить в Осташкове в тридцатый раз.
Наконец в крупных городах региона энтузиастами проводятся много интересных мероприятий, которые к сожалению в основном ориентированы на внутреннее потребление. В Твери, например, команда творческих людей, объединившихся вокруг журнала Реноме и её редактора Нины Метлиной, уже не первый год проводят вернисажи, которые могли бы быть интересны не только Тверской публике.
В общении с творческими людьми Верхневолжья приходит понимание, что количество идей, бродящих в их головах, в случае реализации, могли бы сделать Тверь значительным культурным центром ЦФО и местом притяжения талантов. Хотелось бы, что бы старая пословица: «Муж в дверь, жена в Тверь», подчёркивающая, что когда то Тверь была центром моды, вновь стал бы актуальным. Для реализации этого направления, на мой взгляд целесообразно учредить заинтересованными ведомствами агентства, которое взялось бы за капитализацию этого направления.
Решение этих конкретных задач позволит в краткосрочной перспективе, не только увеличить туристический поток в регион, но и «в бою» обкатать систему взаимоотношений различных ведомств по реализации поставленных задач, детально проинвентаризировать и привести в порядок существующий, на сегодняшний день туристический потенциал региона, выявить узкие места и создать предпосылки к решению более амбициозных задач.
Среднесрочные задачи:
- Рекреационная составляющая туристической сферы. Мы много говорим об уникальной природе Верхневолжья и о её туристическом потенциале, но достаточно открыть публичную кадастровую карту и посмотреть, как обстоят дела вокруг крупнейших водоёмов региона, являющихся ключевым элементом в развитии туризма в этом сегменте, чтобы понять, что этот потенциал мы фактически профукали за прошедшие беспредельные годы, а значит нужны особые усилия, чтобы оставшаяся малая часть, на которой строить туристическую отрасль, не расползлась под дачи «сильных мира сего», с этой целью.
- Провести инвентаризацию земель по берегам основных водоёмов региона;
- Запустить судебные процессы в отношении лиц незаконно занимающих береговую зону;
- На максимально высоком правовом уровне, возможно через проведения общерегионального референдума запретить индивидуальное жилищное и дачное строительство в двухсотметровой (как вариант) зоне от водоёма. В этой зоне могут строиться только объекты рекреации.
- Опираясь на опыт эксплуатации крупнейших внутренних водоёмов стран Европы (например озера Балатон в Венгрии, Женевского озера в Швейцария, озера Гарда в Италии) с привлечением специалистов мирового уровня, разработать генеральные планы и проекты эксплуатации основных водоёмов региона с оптимальной рекреационной нагрузкой, детализировать этот проект до уровня конкретного объекта, сформировать лоты и выставить их на продажу. Предприниматель, приобретающий такой лот, должен понимать, что рано или поздно будет окружать его объект - только так можно добиться комплексного освоения водохранилищ с точки зрения туризма на системной основе с оптимальной рекреационной нагрузкой.
- Учредить ГУП, которому поручить эксплуатацию основных водоёмов региона, целью деятельности которого могло бы быть не только выступление в роли заказчика проекта по эксплуатации водохранилищ, но и решения уже сегодняшних вопросов по привлекательности этих объектов, например их зарыбление традиционными для нашей местности видами рыб (судак, щука) за счёт продажи путёвок рыбакам. Наши водоёмы должны быть Меккой для рыбаков наряду с Астраханью или Карелией, это даст мощный импульс к строительству средств размещения.
В Тверской области два предприятия занимаются выведением мальков рыб (в Конаковском и Зубцовском районах) и гарантированный спрос может попутно поднять и эту отрасль в регионе.
Историческое наследие. Необходимо в разы увеличить количество объектов исторического наследия, чтобы это направление было самостоятельным в индустрии туризма региона. Добиться этого можно через восстановление полуразрушенных имений, исторических зданий, вовлечения земель, на которых в прошлом и позапрошлом веке были некие исторические объекты. В региональном бюджете никогда не будет средств на это направление, в связи с чем было бы целесообразным:
- принвентаризировать все объекты исторического наследия, содержание которых в надлежавшем виде не возможно за счёт средств регионального бюджета и земли, на которых когда-то стояли утраченные ныне объекты;
- сформировать лоты (объект недвижимости + земельный участок, им когда то занимаемый и выставить на продажу на основных российских и зарубежных площадках по торговле недвижимостью, объявив цену за лот (как вариант) в один рубль, но при условии выполнения инвестиционного контракта в котором будет прописаны сроки реконструкции (строительства) объекта, зоны личного использования и зоны общественного доступа, время посещения объекта организованными группами и индивидуальными туристами.
У нас три ярких примера по реконструкции усадьб, основываясь на опыте эксплуатации которых можно делать выводы, дабы не повторять ошибок.
1. Усадьба Раёк, Торжокского района, взятая инвестором в аренду у администрации области. После затраченных значительных средств на реконструкцию усадьбы, арендатор, в конце концов, от неё отказался, так как бесконечно вкладывать средства в чужую собственность не возможно, а выкупить её стало невозможным, в том числе и в связи с собственными вложениями в усадьбу, увеличивших её стоимость.
2. Усадьба Лажечникова в деревне Коноплино, Старицкого района, выкупленная и отреставрированная неким бизнесменом, но полностью перекрывшим доступ к этой усадьбе для туристических групп и индивидуальных путешественников. Данный пример имеет смысл использовать для совершенствования федерального и регионального законодательства в части обязанностей лиц, купивших объект исторического наследия.
3. И наконец, усадьба Куракиных, в Степановское-Волосово, Зубцовского района
http://v-solonbekov.livejournal.com/79546.html отреставрированная предпринимателем Сергеем Анатольевичем Васильевым. Он оставил под свои потребности один флигель усадьбы, в остальную часть открыл доступ для всех желающих.
Бренды - как значимая часть исторического наследия. В регионе множество знаковых мест, где в прошлом проходили судьбоносные для региона, а то и для страны события, которые сегодня можно капитализировать через привлечение туристического потока. С целью реализации стратегии развития таких брендовых мест, во первых их нужно выявить, во вторых сформулировать базовую концепцию их развития, а в третьих сформировать конкретный лот и выставить его на продажу для реализации российскими, или иностранными предпринимателями. Например, одним из самых ярких, но не эксплуатируемых брендов, на сегодняшний день, является: «Тверская область - родина российского сыроварения». Первую артельную сыроварню в России Николай Васильевич Верещагин построил в 1866 году, в деревне Отроковичи, Городенского поселения, Конаковского района и это место, без всякой натяжки, можно сегодня считать местом рождения российского сыра. С целью эксплуатации этого бренда в туристической сфере необходимо:
1. Разработать базовую концепцию создания туристичеко-произвродственного предприятия с рабочим названием: «Отраковичи - место рождения российского сыра» с привлечением предпринимателей-сыроваров в качестве экспертов, которые прошли свой путь в реализации проектов создания малых сыроварен;
2. Под разработанный проект изыскать земельные участки в селе Отроковичи, на трассе Москва - Санкт Петербург (деревня находится в 5 км от трассы) под строительство производственных, сбытовых, туристических объектов и необходимое количество земель сельскохозяйственного назначения в округе для реализации проекта молочной фермы в рамках функционирования туристичеко-произвродственного предприятия.
3. Сформировать на базе этого предложения инвестиционный лот и выставить его на продажу на основных российских и зарубежных площадках.
Громкий бренд, удобное расположение рядом с трассой, наличие в 7 км от Отроковичей значимого исторического объекта, церкви в селе Городня (в прошлом исторический город Вертязин), построенной в 1391-1412 годах и река Волга, на мой взгляд, делают этот проект просто «обречённым на успех». Такие темы есть фактически в каждом районе области и осознанная политика их вовлечения в туристический оборот, может способствовать значительному увеличению туристического потока в регион.
Спортивный туризм и активный отдых. Сегмент, который никогда, на моей памяти, серьёзно не рассматривался, как направления приложения сил в развитии туризма. Вместе с тем мода на здоровый образ жизни, захлестнувшая в последнее годы Россию, и жители московской агломерации, являющиеся законодателями моды в этом направлении, могут развить спортивный туризм и активный отдых не только как дополнение к классическому отдыху, но и как самостоятельный сегмент туристической отрасли.
Последнее время в стране организуются для любителей всевозможные беговые марафоны, соревнования по троеборью, лыжам, велоспорту, на которые съезжаются увлечённые люди со многих регионов России и из за рубежа. Самые массовые соревнования собирают несколько тысяч человек только участников. Наш регион богат красивейшими маршрутами, которые можно развивать и использовать как составляющую спортивного туризма. Например это очень популярный и красивейший веломаршрут Конаково - Юрьево -Девичье - Едимоново - Заборовье - Тверь, по которому ежегодно проезжают большое количество любителей велосипеда из Москвы и Твери, или уникальный по красоте веломаршрут Торжок - Тверь по берегу Тверцы. Можно проложить интересные лыжные маршруты для разных групп населения, например по берегу Иваньковского водохранилища от отеля «Эммаус Волга Клаб» под Тверью, до Ривер-Клаба в Конаковском районе. Наличие достаточного количества баз отдыха, находящихся по пути этого маршрута, позволит выходить на такой маршрут любителям с разной физической формой. Есть красивейшие маршруты и по другим видам физической активности, которые сегодня ни как не систематизированы, не описаны и ни как не продвигаются. Тверская область может вполне претендовать на некий центр спортивного туризма и активного отдыха, с этой целью целесообразно:
1. Проинветаризировать существующие и организовать новые спортивные и туристические маршруты для активного отдыха для любителей велосипеда, лыж, бега, ходьбы, сплавов, верховой езды;
2. Учредить массовые любительские соревнования по велоспорту, лыжам, бегу, троеборью, включая и уникальный формат Ironman;
3. Учредить некую федерацию спортивного туризма и активного отдыха, которая бы организовывала соревнования, занималась бы систематизацией и прокладкой маршрутов и продвигала этот вид отдыха.
Долгосрочные задачи.
- Медицинский туризм. Наша область расположена между двумя мегаполисами - Москвой и Санкт-Петербургом, где сосредоточен основной платёжеспособный спрос на высококачественные платные медицинские услуги. Целесообразно попытаться собрать на территории региона на условии франчайзинга, или прямых инвестиций Мировые и Российские медицинские центры, лучшие в отрасли по диагностике и лечению тех или иных заболеваний. Реализация такой программы может дать до 100 процентов загрузки средств размещения в округе, так как в данном сегменте нет сезонного фактора. Будет способствовать развитию смежных отраслей связанных с медициной, в связи с наличием в регионе высшего медицинского учебного заведения, имеющего хорошую репутацию в стране.
Сегодня международный медицинский кластер создаётся в Новой Москве, в нем будут признаваться профильные документы, выданные международными организациями, что может явиться основой для размещения в этой зоне международных клиник и здесь мы несколько запоздали. Вместе с тем, избыток в Тверской области медицинских кадров, удобность расположения региона, его транспортная доступность, природные красоты могут дать и нам возможность развития этого направления в экономике региона, если последовательно бороться за его создание. С этой целью необходимо определить территорию под создание медицинского кластера, как отправной точки в развитии медицинского туризма во всём регионе. В силу транспортной и логистической доступности это мог быть район Иваньковского водохранилища и примыкающими к нему городом Тверь, Калининским, Конаковским, Кимрским районами. Создать структуру которая займётся развитием этого направления, подготовить необходимый пакет документов по созданию медицинского кластера и добиваться аналогичных льгот как для подобного проекта, реализуемого в Новой Москве. Параллельно с работой на перспективу, можно уже сейчас разрабатывать медицинские туры в Тверь, сочетая диагностику, лечение зубов, например и всевозможные экскурсионные и досуговые программы, пользуясь уникальными транспортными возможностями, которые дают запуск скоростного поезда «Сапсан», скоростной электрички «Ласточка» и продолжающееся строительство скоростной дороги Москва - Санкт Петербург.
Деловой туризм. Недавно презентованные, без всякого сомнения, в случае их реализации, два судьбоносных проекта - Тверь-Сити и Тверь-Экспо, могут кардинально изменить статус Твери и позиционирование города, а в дальнейшем и региона в глобальном рынке разделения труда. Вместе с тем, эти проекты уже сейчас накладывают обязательства по развитию направлений, на которые они ориентированы, так как озвученная сумма инвестиций в 15 млрд. рублей, требует окупаемости, а это не может произойти одномоментно. Думаю, что уже сейчас имеет смысл создавать дирекцию по реализации этого проекта и одно из направлений возможной деятельности этой дирекции может стать развитие делового туризма. Уже сейчас необходимо ставить цель, чтобы Тверь стала центром деловых мероприятий, выставок по отраслям, которые определены основными для стратегии развития региона: машиностроение, производство пластмассовых изделий, производство строительных материалов, производство напитков, производство хлебобулочных изделий, бизнес-услуги и ИТ, туризм, агро-пищевой комплекс, лесопромышленный комплекс, транспорт и логистика. Я ещё бы ещё добавил медицинские услуги и возрождение Верхневолжского инвестиционного форума, недолгое время просуществовавшего во времена губернатора В.И. Платова и бывшего площадкой, где администрация региона, районы, поселения, бизнесмены могли представлять свои проекты для привлечения инвестиций. Удобнейшая транспортная логистика, даже без запуска участка от Солнечногорска до Твери платной дороги Москва - Санкт-Петербург, умеренные цены на размещение и инфраструктуру, могут помочь уже сейчас претендовать Твери на некий всероссийский выставочный центр, а недостаток в выставочных площадях, до строительства Тверь-Экспо, можно компенсировать разворачиванием лёгких конструкций, что уже недавно применялось для проведения подобных мероприятий.
- Международный аэропорт. Ставя амбициозные задачи по позиционирования Твери как крупного делового центра, что подразумевают проекты Тверь-Экспо и Тверь-Сити, уже сейчас имеет смысл вернуться к вопросу возврата аэропорту Мигалово статуса международного аэропорта совместного базирования для гражданских и военных воздушных судов, которым он обладал до 2002 года с поиском инвесторов, заинтересованных в его эксплуатации. Тверь связана со столицами высокоскоростным железнодорожным сообщением, наличие аэропорта на территории области позволит, помимо выгод от расширения транспортных возможностей региона, разрабатывать туристические продукты под условным названием: «Тверь - ворота двух столиц» для граждан Евросоюза, а так же Японии, Китая, США по приёму туристов в регионе с организацией посещения Москвы и Санкт-Петербурга. Параллельно с этим направлением, формировать внутрирегиональные туристические продукты, основанные на местных объектах показа, охотничьих и рыболовных возможностях региона, активных и экологических турах, естественно, упреждающими темпами их формулируя и развивая.
Реализованные примеры подобной эксплуатации аэропортов вблизи столиц есть как за рубежом, например чешский аэропорт Пардубице, расположенный в городе численностью около 90 тыс. чел., находящийся в 120 км. От Праги, так и в России, например аэропорт Калуги, города численностью 342 тыс. чел. ( в Твери проживает 416 тыс. чел.), расположенный в 180 км. от Москвы (от Твери до Москвы такое же расстояние). Аэропорт Калуги перестал эксплуатироваться в 2000 году и вновь начал работать, по окончании реконструкции в 2015 году. Сегодня кроме чартерных рейсов за рубеж, в аэропорту открыто и регулярное авиасообщение внутри страны, в Уфу, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Симферополь, Калининград, Сочи. У Твери, с её возможностью добраться до Москвы за час на «Сапсане», за полтора часа на «Ласточке» и запуском в ближайшее время скоростной автодороги, гораздо больше перспектив, чем у Калуги в развитии собственного аэропорта, в том числе и с перспективой полётов лоукостеров, за крупнейший из которых, пока не летающих из России - Ryanair, можно было бы побороться. Ну и ссылка для тех кто сомневается нормально ли, что самолёты, при посадке, проходят над Тверью
http://www.kulturologia.ru/blogs/041111/15643 http://pulson.ru/odo-vsem-na-svete/nizkoletyashhie-samoletyi-na-plyazhe-maho-14-foto.html Организационные моменты.
Мы сколь угодно часто можем повторять как мантру тезисы об уникальном географическом расположении нашего региона и о перспективах развития в нём туризма, но без решения классических организационных вопросов это и в дальнейшем всё останется лишь разговорами. Я вижу три таких вопроса.
1. Статистика. В попытке показать положительную динамику в туристической отрасли, чиновники от туризма изобрели массу непрозрачных методик по оценке её текущего состояния, которые всегда давали ежегодный прирост турпотока, но вызывали улыбки у профессионалов. Единственным честным критерием может быть количество человек переночевавших в средствах размещения в регионе. Это может дать объективную картину по загрузки средств размещения и рассчитать средний чек каждого туриста (проживание + питание + сувениры) для оценки инвестиционной привлекательности отрасли.
2. Управление. В регионе достаточно неэффективное горизонтальное взаимодействие между министерствами и управлениями правительства, традиционно передаваемое в наследство от Губернатора Губернатору. В связи с чем, единственным механизмом динамичного решения выше поставленных, или каких-то других предложений, по отрасли туризма, может стать некий стратегический совет по развитию отрасли, возглавляемый Губернатором области, куда бы вошли все заинтересованные министерства и ведомства региона.
3. Финансирование. Без существенного и планового финансирования вопросов связанного с реализацией проектов в сфере туризма не возможно ни какое его развитие. Может быть, было бы целесообразным увязать финансирование отрасли с доходами, получаемыми бюджетом от сферы туризма. Например, от уже получаемых на сегодняшний день доходов бюджета направлять 10% а от вновь полученных доходов 25% на финансирование проектов в области туризма.
И в заключении.
Я не претендую в мыслях, высказанных в рамках данного материала, как на истину в последней инстанции. Сколько людей, столько и мнений. Но чертовски хочется, чтобы, наконец, была бы сформулирована стратегия действий по развитию туризма и вовлечено общество в её реализацию. Будет грустно читать, или слушать в очередной раз о выгодном географическом положении региона и перспективам туризма в нём и в очередной раз же, не увидеть ни какого движения в данном направлении.