Путешествие на восток России. Байкал. Кругобайкальская железная дорога.

Sep 28, 2011 08:36



1. На подъезде по ЖД к Байкалу. Осень.

Вообще изначально планировался поход на пик Черского, но неустойчивая погода изменила планы и был выбран запасной вариант - поход по Кругобайкальской железной дороге, о чём я ни разу не пожалел. В силу установившейся холодной, промозглой погоды, чесно говоря, я ожидал монотонное чапанье по шпалам под снег или дождь, а фактически получилось путешествие по трём уникальным музеям, что произвело на меня неизгладимое впечатление. Представьте себе промозглое утро, электричка, платформа с многообещающим названием "Чёрная падь", сорокаминутный переход по мокрому, от прошедших дождей, леса и... ты попадаешь в посёлок Старая Ангасолка, в уникальный дом-музей, организованный почитателями таланта Николая Константиновича Рериха. В 1926 году Рерих, совершая Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию, прошёл через посёлок Старая Ангасолка. Несколько лет спустя возникла идея создать культурно-выставочный центр на месте дома, где останавливалась великая семья. В 2002 году началась реконструкция дома. Сегодня это комплекс зданий в которых расположены гостиница и несколько музейно-выставочных залов в которых собрана экспозиция, посвященная жизни-деятельности семьи Рериха и организуются выставки современных художников. Меня сильно впечатлил не спешный просмотр работ художника Алексея Леонова глубокой ночью,  по возвращению с КБЖД, так как некоторая часть гостиницы находится под одной крышей с выставочными залами и смотрителями не ограничивается время просмотра экспозиции для проживающих.  Во общем впервые жил в музее.

Вторым музеем  можно назвать, собственно, саму Кругобайкальскую железную дорогу ( КБЖД ).  «Золотой пряжкой стального пояса России» - назвали её современники и она в полной мере оправдывает своё название. 
   Во первых это самый дорогой отрезок железной дороги, фактически на всём своём протяжении, построенный на скалах, круто спускающихся к Байкалу. В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км маршрутом Слюдянка - порт Байкал. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.
   Во вторых это один из немногих объектов, созданных человеческими руками, который не испортил созданные природой окружающие виды и это сочетание человеческого труда и природных ландшафтов действительно уникально!
  Третий музей,  это "Музей минералов Жигалова" в городе Слюдянка. Валерий Алексеевич Жигалов, местный житель, в прошлом фотокорреспондент слюдянской городской газеты, начал собирать колекцию в 1975 году, тогда же он выссказал идею создания в Слюдянке музея минералов и начал последовательно претворять её в жизнь.  Как пишет сам Валерий Алексеевич о первых десятилетиях, потраченных на создание музея  в статье "Моя борьба", опубликованной в Российской газете 27 февраля 1999 года: "Помните фильм о Чапаеве и разговор крестьян: "Приходят белые - грабят, приходят красные - тоже грабят"? Вот так и у меня с музеем-усадьбой: власть меняется, а ситуация с его закрытием и конфискацией экспонатов остается актуальной на протяжении многих лет. Если выразить это в процентном отношении, мой труд в создании музея - 10 процентов, а девяносто - борьба за его выживание против властей в разные времена." Тем не менее, пройдя все круги ада в общении со слугами народа, Жигалов создал не только музей, в котором собрано более 10 тыс. уникальных экспонатов, сформировал богатый обменный фонд, но  и построил приют для путешественников и коллекционеров. Смею предположить, что такого уникального объекта нет ни в России, ни в мире.
  Вообще мне нравится, когда заканчивая путешествие, тут же появляются идеи вновь посетить эти места с какой то другой программой, а это значит, что увиденое впечатлило. Покидая южный берег Байкала, мне вновь туда хочется вернуться, пожить у Жигалова, поговорить с этим уникальным человеком, полазить по горам южного Прибайкалья, Хамар-Дабану, по многочисленным заброшенным рудникам, ближайший из которых находится в 250 метрах от усадьбы Валерия Алексеевича, а также полностью пройти КБЖД, от Култука до конечной станции Порт Байкал.
  Далее несколько фото с маршрута. Все фотографии кликабельны, открываются в новом окне, в большем разрешении.



2. Многообещающее название.


3. 149-й км. КБЖД, посёлок Старая Ангасолка. Дом-музей-гостиница, организованная почитателями Николая Константиновича Рериха.


4. Выставка работ Алексея Леонова в "доме Рериха". Говорят, что эта выставка приехала сюда из Твери - это куда ж надо было забраться, чтобы увидеть эти прекрасные работы.


5. Собственно работы Алексея Леонова. Материал - шамотная глина.


6.


7.А это выставка работ в технологии "флористическая живопись" местной художницы Донской Галины Васильевны, там же, в "доме Рериха".


8. Работы выполнены листьями деревьев, цветов, трав.


9. Кругобайкальская железная дорога. Я думаю, один из лучших видов КБЖД. Далее несколько фоток с прогулки по уникальной железной дороге.


10.


11.


12.


13.


14. Где то на КБЖД.


15. Город Слюдянка. Частный музей минералов, организованный Валерием Алексеевичем Жигаловым.


16. Зал музея. В настоящее время здесь собрано около 10200 образцов минералов.


17. Одна из витрин.


18. Крайний взгляд на "прибайкальский ковёр" дальше гостиница... аэропорт... Москва... Грустно!

путешествия, Иркутская область

Previous post Next post
Up