Галина Уланова. "Обыкновенная богиня" русского балета

Feb 21, 2014 20:53

Оригинал взят у eho_2013 в Галина Уланова. "Обыкновенная богиня" русского балета
«Обыкновенной богиней» некогда метко назвал солистку балета Галину Уланову писатель Алексей Толстой. Фраза стала крылатой, ибо выразила суть творчества великой балерины, в котором гармонично соединились изысканность танца и высокая одухотворенность, что дается  лишь великим танцовщицам.


Галина Уланова родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге. В первый раз Галя увидела балетный спектакль маленькой девочкой. «Это - моя мама!» - раздался вдруг звонкий детский голосок в чинном зале Мариинского театра. Ну как же было не оповестить всех зрителей, что дама в блестящем красивом наряде, танцующая на сцене, - Галина мама? Родители Улановой были артистами балета. Мать - Мария Федоровна Романова - в тот день танцевала партию Феи Сирени в «Спящей красавице».
Галя в раннем детстве не мечтала о балете. Но самой судьбой было определено, чтобы Уланова стала великой балериной. Девятилетней девочкой она поступила в Петроградское хореографическое училище-интернат. В условиях Гражданской войны, трудного и голодного 1919 года, это было большой удачей - детей в училище хоть чем-то кормили. Домой девочку брали только на выходные. Но по маме Галя не скучала - в классе своей матери, ставшей к тому времени преподавателем, она занималась первые шесть лет и видела ее регулярно. А последние три года Галя училась у самой Агриппины Яковлевны Вагановой, легендарной балетной преподавательницы.




С первых же шагов на сцене училища Уланова была замечена и отмечена. Знаменитый в те годы критик Юрий Бродерсен, писавший об Улановой, вспоминал и о первом сольном номере юной Гали - «Польке-пиццикато», поставленном для нее мамой, - настолько ярко врезалось в память знатоку балета, как грациозно порхала в ритмах рахманиновской музыки маленькая школьница. Фурор произвела и ее Сильфида в «Шопениане», исполненная на выпускном вечере, а затем и первая ведущая партия в театре - Одетта-Одиллия в «Лебедином озере».


Творческий путь великой балерины оказался на редкость гармоничным и счастливым. Для нее ставили спектакли и концертные номера самые известные балетмейстеры: Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, Вахтанг Чабукиани. Уланова стала главной представительницей нового, основного в 1930-40-е годы направления в балете - хореодрамы. Вместе с тем ее репертуар был необычайно обширен. Еще до войны Уланова исполняла почти все классические партии в балетах, шедших на ленинградской сцене. «Спящая красавица», «Жизель», «Щелкунчик», «Раймонда», «Конек-Горбунок», знаменитый номер «Умирающий лебедь» - публика рукоплескала Улановой, находившей новые краски для воплощения легендарных образов.


Шопениана

При этом она участвовала и в большинстве новых советских постановок, порой ультрасовременных. Традиции и новаторство гармонично сосуществовали в ее творчестве. Постановщики «Золотого века», первого балета Дмитрия Шостаковича, именно Уланову (казалось бы, лирическую, даже романтическую балерину) избрали на эксцентричную роль комсомолки. Она исполняла и главную  партию в «Ледяной деве» балетмейстера Федора Лопухова, хореография которого была переполнена шпагатами, «колесами» и другими  акробатическими трюками. В «Пламени Парижа», поставленном Василием Вайноненом, Уланова выступала в пантомимной роли актрисы Мирель Пуатье. Ее репертуар включал партии пушкинской Параши в «Медном всаднике», китайской танцовщицы Тао Хоа в «Красном маке», Золушки... Но вершинами ее творчества стали Мария в «Бахчисарайском фонтане» (хореограф Ростислав Захаров) и шекспировская Джульетта в балетной постановке, осуществленной Леонидом Лавровским.


Галина Уланова - Джульетта

Великая на сцене, Галина Сергеевна отличалась непритязательностью в быту и даже некоторой беспомощностью в ведении домашнего хозяйства. Обстановка ее квартиры была более, чем скромная, а дачи у нее вообще не было. Она почти не пользовалась косметикой, одевалась просто, но выглядела при этом чрезвычайно элегантно. Уланова никогда не говорила о своей славе, напротив, совершенно искренне уверяла: «Не помню ни одного своего спектакля, где бы у меня все получилось. По-моему, так вообще не бывает».


Казалось, что и личная жизнь у такого скромного и светлого человека должна сложиться удачно. Большая любовь не обошла Галину Сергеевну. Однако об абсолютном счастье говорить сложно. Артист и режиссер Юрий Завадский познакомился с Улановой в дни первых ее гастролей в Москве, в 1930-е годы. Он жил в Москве, а она в Ленинграде, но все же вспыхнувшие чувства не дали молодым людям забыть друг друга - отношения развивались, несмотря на расстояния и множество проблем. Завадский был женат на популярной актрисе Вере Марецкой, но ради своей новой любви оставил жену и сына. Организовав собственную труппу, Юрий Александрович уехал работать в Ростов-на-Дону и при первой возможности летел к своей «богине»… Он даже был представлен родителям Улановой. Однако надежда на совместную жизнь оставалась весьма туманной - блеснула она лишь тогда, когда Завадского в 1940 году перевели обратно в Москву. Увы, вскоре началась война…


Тао Хоа, "Красный мак"

Война часто меняет людские судьбы; она разъединила Галину Сергеевну с любимым Ленинградом - началась блокада города, и театр эвакуировали в Пермь, - но вскоре соединила с Завадским, также эвакуированным из Москвы. Не пробыв в Перми и одного сезона, Галина уехала к своему Юре в Алма-Ату. В пермском театре ставили балет, в котором Уланова не участвовала, да и текущий репертуар вести она не могла из-за травмы ноги. Потому и уехала в Алма-Ату к любимому мужу, вроде бы на время, но оказалось - до окончания эвакуации в 1944 году.


"Ромео и Джульетта"

В Алма-Ате Галина Уланова танцевала в Казахском театре оперы и балета. В 1944 году она получила престижное приглашение в Большой театр. Уланова испытывала сильные душевные терзания - она очень любила родной Кировский театр и Ленинград; здесь жили родители, друзья... Но в Москве работал Завадский, и она приняла приглашение. Однако столица, в которую ей так не хотелось ехать, стала для нее «разлучницей» - супружеская жизнь с Юрием Александровичем разладилась...
Галину Сергеевну в Москве ждала другая большая любовь. Ее новым избранником стал замечательный актер, художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола Иван Николаевич Берсенев. Как и Завадский - талантливый, красивый, импозантный человек. Ради Улановой он тоже оставил прежнюю семью. Официального развода с женой, актрисой Софьей Гиацинтовой, он не оформил, считаясь гражданским мужем балерины. Ни для Улановой, ни для Берсенева штамп из ЗАГСа не играл существенной роли. Однако жить вместе им пришлось недолго. В 1951 году Иван Николаевич скончался.


Позже балерину посетила еще одна большая любовь. И опять ради Галины Сергеевны талантливый человек, главный художник Большого театра Вадим Федорович Рындин ушел из семьи. Эта пара - Рындин и Уланова - многим казалась необычной. Характеры у них, по словам Галины Сергеевны, были очень разные. В противовес некоторой замкнутости, присущей натуре Улановой, Рындин обладал нравом общительным, компанейским, был, что называется, душой общества. И хотя Галина Сергеевна не любила говорить о своей личной жизни, однажды она вдруг призналась: «Вадим Федорович был ревнивым. Иногда это приводило ко всяким неприятностям. Но что лукавить?! В глубине души я думала: вот тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют...»
С Рындиным у Галины Улановой жизнь тоже не сложилась, и они расстались. «Наверное, я - просто по характеру не домашний человек, вот и семьи не получилось», - как-то сказала Галина Сергеевна. И тут же добавила: «Но все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили... Я всех с признательностью вспоминаю».
В 1956 году Большой театр отправился на гастроли в Лондон, где Уланова танцевала две своих лучшие партии - Джульетту и Жизель. Успех был фантастическим. По просьбе английской стороны была произведена запись балета «Жизель» с участием Галины Улановой. Если учесть, что в 1954 году на родине Уланову сняли в фильме-балете «Ромео и Джульетта», а за год до того в фильм «Мастера советского балета» были включены фрагменты ее выступлений, можно порадоваться, что и в наши дни благодаря этим съемкам мы имеем возможность любоваться танцем великой балерины.


Жизель

Семьи у Галины Улановой не сложились, но зато появилась преданнейшая подруга - журналистка «Комсомольской правды» Татьяна Владимировна Агафонова. После знакомства с Галиной Сергеевной она всю оставшуюся жизнь, более двадцати лет, посвятила великой балерине. Она стала ее другом, референтом, секретарем, ее пресс-атташе и домоправительницей. После кончины Татьяны Агафоновой Уланова сказала: «Я была как за каменной стеной». Таких слов она не могла сказать ни об одном из своих мужей…
Рядом с Улановой всегда были верные друзья. В трудную минуту пришли на помощь близкие подруги Татьяны Агафоновой. Все домашние хлопоты и заботы о Галине Сергеевне они взяли на себя.
Со сцены Уланова ушла в 1960 году; ушла тихо, без торжеств. О том, что это будет ее последнее выступление, знала только она. Танцевала «Шопениану» - тот самый балет, в котором выступала в 1928 году, заканчивая хореографическое училище.


Галина Уланова, 1960 год

Но, оставив сцену, Галина Сергеевна не оставила Большой театр, где бессменно работала с 1944 года. Она оказалась талантливейшим педагогом-репетитором. Среди ее учеников - известные всему миру Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Светлана Адырхаева, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Владимир Васильев... Репетировала она некоторые роли и со звездами нынешних времен - Надеждой Грачевой, Николаем Цискаридзе. «У меня нет единого метода, - рассказывала Уланова. - Из каждого хочу «вытянуть» свое, самобытное. Стараюсь, чтобы не повторяли меня».
Две золотые звезды «Героя Социалистического Труда» Уланова получила уже за преподавательскую работу - в 1974 и 1980 годах. Впрочем, ее труд всегда был высоко отмечен - народная артистка СССР, она была награждена четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного знамени, орденом Знак Почета и множеством других орденов и медалей, в том числе, знаками отличия Франции, Финляндии, Болгарии и других стран; четырежды становилась лауреатом Сталинской премии, а также получила Ленинскую премию, премию Президента Российской Федерации и множество международных премий и гран-при в области балета. Но среди самых громких наград Уланова всегда выделяла медаль «За оборону Ленинграда», полученную за свои выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе…


Галина Уланова и Майя Плисецкая

Галина Уланова всегда старалась «держать форму» - даже в старости ежедневно делала сложный комплекс гимнастики и не позволяла себе никаких излишеств. Она гордилась тем, что ее вес десятилетиями оставался неизменным - 49 кг, как в период расцвета ее балетной карьеры.
21 марта 1998 года великая балерина скончалась после инсульта. Прощались с ней там, где прошла большая часть ее жизни, - в Большом театре. Когда выносили гроб, раздались аплодисменты. Тысячи раз звучали они в стенах Большого театра в честь Улановой. И в последний раз публика благодарила ее за те мгновения счастья, которые дарила Галина Уланова зрителям и как балерина, и как педагог, воспитавший блистательную плеяду артистов.


Могила Галины Улановой на Новодевичьем кладбище в Москве
Previous post Next post
Up