Друзья приглашены, гитары настроены, холодильники наполнены. Поминать и вспоминать Учителя 25-го июля будут одновременно миллионы. Потому, что после того, как он появился в нашей жизни, мы все стали одной крови.
В конце апреля 1978 года в Запорожье случилось то, во что трудно было поверить - концерты Высоцкого во дворце спорта Юность. Гастроли продолжались 4 дня, по 4 концерта каждый день. Все мои друзья брали на эти дни отпуска, отменяли поездки в Крым, билеты добывались всеми законными и незаконными способами. Пропустить это явление было невозможно. На каждом концерте залы были переполнены - люди сидели в проходах, стояли. Каждый концерт продолжался на 1-1,5 часа дольше, чем планировалось. И десятки тысяч людей, пришедших на следующий концерт, терпеливо стояли и ждали на площади возле дворца спорта. И их концерт тоже продолжался дольше, и следующие тоже стояли ждали. Как он выступал? Каждый концерт, каждую песню он исполнял "на пределе", как последний раз в жизни. (И оставалось ему жить, действительно, совсем немного). Высоцкий много рассказывал о театре, о готовящемся спектакле о Пушкине, где он должен был играть главную роль (спектакль не состоялся), о поэзии. Запали в душу его примеры настоящей поэзии - "...всё пройдёт, как с белых яблонь дым...", и, не поэзии - "яблони в цвету - какое чудо!". Ещё запомнился эпизод, когда на сцену выбежал фотокор местной газеты и стал фотографировать певца. Высоцкий покачал головой мол - мешаешь ты мне. "Папарцци" не реагировал. Тогда Высоцкий прервал пение и "выстрелил": "Пошёл вон!". Того, как сдуло со сцены этими словами. И это тоже вошло в память каждого, кто был в зале, и каждый уходил домой уже другим - немножко "и Высоцким".
Click to view
В начале горбачёвской перестройки довелось мне работать судовым врачём на супертраулере "Гарпунёр Прокопенко". Рейсы продолжались по пол-года без захода в порт. Когда начиналсь затяжные шторма с болтанкой, у многих начиналась морская болезнь, которая прявлялась прежде всего жуткой депрессией. Медикаментозное лечение не очень помогало. Тогда наш парторг Плиев (по совместительству зав. радиоузлом), ставил на максимальную громкость записи Высоцкого, так громко, чтобы было слышно от горизонта до горизонта. И происходило чудо - голос Высоцкого делал со всеми то, что не могли сделать уколы и таблетки. Не только прекращалась морская болезнь и уходила депрессия, всем становилось весело и азартно - "...Ведь, океан-то с нами заодно. И прав был капитан - ещё не вечер!". После смерти Высоцкого появилось множество исследований феномена влияния его на слушателей. Писали, что разгадка в особых вибрациях голоса, в манере произносить согласные буквы протяжно, как в мантрах и заклинаниях шаманов. Мне кажется, его особый талант поэта и певца совпал с "гипертрофией совести", с невероятной чувствительностю к чужой боли и желанием всем помочь.
Спасибо тебе, наш Капитан!
Click to view