Вот интересная деталь из предыдущего поста с воспоминаниями рабочего Николая Саенко о оккупации Таганрога:
http://v-rodyonov.livejournal.com/9829.html "17-го числа в 13 ч. 10 мин. появились первые немецкие мотоциклы. (...)
К вечеру многие (из немцев. - Ред.) уже были изрядно выпивши и начали громить магазины. Выбивают дверь, заходят, что им нужно забирают и уходят, а за ними местное население все растаскивает".
Источник: Таганрогский дневник: Жизнь в оккупации глазами рабочего Николая Саенко // Известия. 03.03.2005; Саенко Н. Таганрогский дневник (2 октября 1914 г. - 1 сентября 1943 г.) // "Нам запретили белый свет...": Альманах дневников и воспоминаний военных и послевоенных лет / Сост. П.М. Полян, Н. Поболь. М.: РОССПЭН, 2006.
Интересно, что аналогичным образом (грабежами и погромами) ознаменовался первый день "нового порядка" и в других городах, например, в Смоленске, захваченном немцами 16 июля 1941 года:
"Несмотря на то, что город все еще подвергался обстрелу со стороны частей отступающей Красной Армии, его заполонили крестьяне из близлежащих деревень. Они стали грабить оставленные квартиры горожан, грузили имущество на подводы и вывозили его. Немцы никоим образом не мешали грабителям, более того, они со смехом фотографировали происходящее. Мародеры хозяйничали не только в частных домах, но и во многих государственных учреждениях. Оттуда выносились столы, стулья. Из театра тащили костюмы и декорации".
Источник: Ковалев Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: Типы и формы. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. С. 133 - 134.
Это только примеры двух далеко весьма немаленьких городов, если поискать, в воспоминаниях и архивах вполне могут обнаружиться многочисленные аналогичные примеры.
Пожалуй, разве что только в этом можно назвать Великую Отечественную "второй Гражданской" - тем что, с приходом оккупантов начинались такие же масштабные и одобряемые сверху грабежи, как и когда-то с приходом махновцев, петлюровцев, казаков и прочих... Часто к этому присоединялась и наиболее легковоспламенимая часть местного населения.
Отметим еще такую деталь - немцы в Смоленске имели полную возможность оставить грабежи (элементарно огнем в воздух), но не сделали даже попытки (хотя грабежи всегда создают проблемы в контроле за городом). Иначе говоря, это их вполне устраивало. Почему? О их участии в грабежах не упомянуто, но вряд ли они (если вспомнить тот же Таганрог) сидели сложа руки. На самом деле, грабить могли уже вскрытые ими (и освобожденные от наиболее ценных вещей) квартиры и учреждения.
Вообще же, все это очень похоже на не менее масштабные грабежи в Багдаде после его захвата коалиционными силами. Грабило вроде как "местное население" (и СМИ вовсю это смаковали), но потом почему-то самые ценные украденные вещи, в том числе из музеев, обнаружились на Западе при продаже ими как раз военнослужащими из западных армий...