Без вины виноватые...

Sep 16, 2011 19:25

Молот ведьм - самый известный трактат по демонологии, написанный в 1486 г. доминиканскими монахами Яковом Шпренгером (1436-1495), деканом Кельнского университета и Генрихом Крамером (лат. Инститорис) (1430-1505), инквизитором Германии, лично убившем более полутысячи ведьм, согласно антиведовской булле папы Иннокентия VIII «Summis desiderantes» от 5 декабря 1484 г. Книга многократно переиздавалась в качестве практического руководства для инквизиторов на немецком, итальянском и английском языках вплоть до конца XVII в.


Малая предыстория - созданная в 1204 году Инквизиция, согласно принятым законам, имела право отбирать имущество осужденных, но после разгрома в 1434 г. последней крупной христианской секты, гуситского движения, инквизиция стала испытывать недостаток средств. Такую отлаженную машину нельзя было просто остановить по религиозным соображениям, поэтому новым финансовым источником стали «ведьмы и колдуны». По формулировкам, сопровождавшим такое обвинение, практически каждый мог попасть под обвинение, можно было осудить кого угодно, даже богатого аристократа - необозримая, прежде не существовавшая возможность устранить любого политического или, в некоторых случаях, экономического противника. До этого принадлежность христианина к ереси доказывалась с трудом, но теперь требовалось доказать более существенное преступление, чем ересь, поэтому общепринятое в Средневековой Европе римское право было отвергнуто. В инквизиторском суде заочно признавались любые неблагоприятные для осужденного показания - других осужденных, прохожих и даже детей, что и в те времена не признавалось достойным доверия в обычных судах.
«Молот Ведьм»
- инструкция по распознаванию ведьм, выдержавшая в короткий срок множество изданий, стала наиболее популярным обоснованием и руководством в последовавшей вскоре«Охоте на ведьм» конца XV - середины XVII века.
В книге описаны многочисленные «случаи из практики» инквизиторов. Приведена детальная процедура определения факта дьявольских козней, справедливости обвинений по отношению к ведьме, методы дознания, порядок применения пыток, делопроизводство при допросе.
Книга состоит из трёх частей. Каждая часть включает в себя несколько глав. Каждую главу авторы называют вопросом или начинают им. Далее проводят ряд рассуждений и дают ответ на поставленный вопрос. Авторы полностью полагаются на тексты «Священного писания», Канона Episcopi, в целом Библии и др. ученых-философов (например, Аристотель). Все доказательства основываются на «Божественном церковном и гражданском праве».


А. Дюрер " Четыре ведьмы"
3 ноября 1324 года в Килкенни, Ирландия, была отлучена от церкви и сожжена заживо Петронилла де Митс - служанка состоятельной дамы Алисы Кайтелер. Этой казнью завершилось преследование Алисы Кайтелер епископом Оссорским, Ричардом де Ледреде, который в начале 1324 года выдвинул против нее сразу несколько обвинений: в отречении от Господа и католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.
Леди Алиса была достаточно влиятельной, чтобы противостоять епископу, но все же ей пришлось переехать в Англию. Тогда «козлом отпущения» в этой истории стала ее служанка. И хотя под поркой Петронилла де Митс созналась во всем, что хотел услышать епископ: в посещении ночных оргий, принесении жертв демону, а также в том, что ее госпожа - искуснейшая из ведьм, - несчастную это не спасло.
Эта история стала одной из первых в печально известной охоте на ведьм, продлившейся несколько столетий и унесшей жизни, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч человек. Правда, в XIV веке колесо только раскручивалось и казни были относительно редкими.

Судебная медицина

Previous post Next post
Up