Vot eshe odin umnyj chelovek- prijatno pochitat'...

Dec 24, 2009 21:42

Алескандр [07.12 18:03]
...
3. В шапке задан вопрос "Кому должны принадлежать произведения древнерусской живописи - музеям или церкви?" - Произведения древнерусской живописи должны храниться в музеях, а иконы писались для молитвы, для храмов. Согласитесь ли вы с тем, что продолжая выставлять Святые Лики "под стеклом" для праздного любования, Третьяковская галерея наносит больше вреда душе человека, обесценивая и воспитывая в посетителях праздное отношение к Святым вещам? Если нет, то почему?

3....Понятно, что Андрей Рублев писал эту икону не для музея. ...Когда Рублев писал свою "Троицу", он, если верить современникам и более поздним свидетельствам (например, принадлежащим преподобному Иосифу Волоцкому), "умом своим возносился от видимого образа к невидимому первообразу". ...
В процессе своей исторической жизни - и в том числе богослужебного использования - то, что написал на своей иконе Андрей Рублев, бесследно исчезло. Оно сначала потемнело, потом было несколько раз записано, потом закрыто окладом, и никакой видимой опоры для духовного созерцания более не представляло. Начиная с какого-то времени, с помощью этой иконы можно было осуществлять только ритуальные функции, а вот свою главную духовную функцию, ради которой, думаю, Андрей Рублев ее и создавал, она выполнять перестала. И только после того, как икона попала в музей и была расчищена, после того, как нам было явлено то, что уцелело от подлинной живописи Рублева, эта главная духовная функция была ей возвращена. И исполнять ее она будет всегда, в любых условиях - до тех пор, пока не рассыплется в прах. Независимо от того, в витрине какой формы и на стене какого здания эта икона висит. Остальное зависит от того человека, который на нее смотрит.
И я не знаю, что наносит душе больший вред - "праздное любование" иконой или почти языческое ее почитание, ее обожествление, которое характерно для очень многих людей, полагающих носителями православного благочестия, и которое, с моей точки зрения, значительно больше противоречит исходному замыслу Андрея Рублева, чем нахождение его икон в музеях.
Рассуждения о "праздном любовании" и "вреде для человеческой души" вообще представляются мне большим искушением. Надобен громадный духовный опыт и прозорливость истинного святого для того, чтобы заглянуть в душу каждого стоящего перед Святым Ликом в музее, и оценить, "праздно" он любуется иконой или переживает в этот момент духовное очищение. Приборов для таких измерений в нашем распоряжении, к счастью, не имеется. Насколько мне известно, их нет и у РПЦ МП…

http://lenta.ru/conf/nersesyan/
Previous post Next post
Up