про госпитальное и не только (продолжение 2)

May 26, 2013 00:33

Начало здесь: http://v-pole.livejournal.com/355901.html
и здесь: http://v-pole.livejournal.com/356096.html

В пункте третьем меня зацепило, что больница на Муристане действовала не с 1882 года (т.е. со дня основания), а между 1949 и 1960гг. И как они тогда вообще на Муристане оказались?
Ну и геральдика еще, но с картинками потом.

Итак, британские госпитальеры, ведомые человеческим долгом и исторической памятью, понимали, что Святой Земли им не миновать. Но не так-то оно теперь было просто. То есть не то чтобы в средние века было просто, однако и теперь нелегко.

Короче, начиная примерно с середины 80-х гг. 19 века британская дипломатия начинает вести с турками дипломатичные беседы на предмет приобретения участка земли в Иерусалиме для строительства больницы. Причем на самом высоком уровне, поскольку покровителями Ордена были сама королева Виктория и сын ее Эдуард в последствии седьмой.
Ну и турки немного поломались для порядка, но в апреле 1882 году таки выдали фирман - специальное разрешение - на строительство в Иерусалиме глазной больницы, подписанный самим султаном Абдулхамидом вторым.

Однако про место на Муристане в фирмане речи не было просто потому, что ее и быть не могло. Еще в 1869 году будущий кайзер Германии, а в ту пору кронпринц, Фридрих Третий по дороге на открытие Суэцкого канала завернул в Иерусалим и торжественно уложил первый камень в фундамент строительства лютеранской церкви в старом городе. Причем именно на том месте, где стояли когда-то гостеприимные дома госпитальеров. Так что это свято место было в некотором роде занято.
Но британским же рыцарям не место было главное, а глаза людям лечить.

На первых порах арендовали помещение. За первые полгода доктор Waddell - первый доктор этой больницы - осмотрел, если верить его отчетам, 6.318 пациентов, из коих 1.952 нуждались в в лечении, которое и было им предоставлено - примерно по 80 человек в день. И каждый врач, хоть раз сидевший на приеме скажет: нет, в таком режиме не то что других лечить, а самому быть бы живу. Так что доктора менялись. А больных прибывало.

Примерно через пару лет нашли постоянное здание на склоне Кедронского ущелья. Исключительно важным было, что на территории больницы проходил один из древних водоводов, снабжавших старый город еще во времена Ирода. Ну какая же больница без воды.




Принимали всех независимо от вероисповедания, места жительства, не говоря уже про пол и возраст. В отчете за 1889 год указано, что за истекший период обследовано было 58 тыс, из которых 10 тыс. получили лечение и в том числе было проведено 863 операции. Принимали по 100 человек в день. Толпа стояла с ночи.

Во время первой мировой войны турки заняли здание больницы под склад оружия, а когда англичане вошли в город, попытались его взорвать.


И хотя здание отремонтировали, понятно было, что оно как не вмещало всех нуждающихся, так и продолжает их не вмещать. Ну начали искать участок. И в 20-х годах слегка обнищавшая после октябрьского переворота  в России, греческая патриархия предложила рыцарям в аренду участок земли неподалеку от уже имеющегося.

Строительство новой больницы происходило, что называется, с душой. Ну это примерно как если всю жизнь живешь на съемной квартире и решился наконец построить свой собственный дом. На свой собственный вкус и цвет. Вкус, надо сказать, был и у заказчиков и у исполнителей. Все было продумано до мельчайших деталей. Двор, окруженный со всех сторон галлереями, перекрестные арки, армянская керамика - удобство и эстетика, Запад и Восток. Достаточно сказать, что сегодня в помещениях этой бывшей больницы расположились иерусалимские художники. А художники же знают толк в прекрасном.




Кстати, строили это те же архитекторы, что Андреевскую церковь и старое здание Иерусалимской мэрии: англичанин Альберт Клиффорд Холидэй и венгерский еврей Золтан Шимшон Хармат.

Но я отвлеклась. Итак, в 1949 к окончанию войны за Независимость, и то и другое здания оказались практически на линии прекращения огня между Израилем и Иорданией. Со стороны западного Иерусалима (еврейского) проход к больнице был сопряжен с риском для жизни, ну а со стороны восточного (арабского) стал невозможен вовсе. Ну а поскольку большинство пациентов у рыцарей св. Иоанна были все-таки арабы-мусульмане, нужно было менять дислокацию.

Ну разумеется переговоры о покупке участка в районе Муристана давно уже велись в русле коллективной мифологии как с немцами, так и с греками. И те и другие имели на бывшей исторической родине госпитальеров, как теперь говорят, недвижимость. Ну и у немцев,  в конце концов, была куплена довольно длинная территория, примыкающая одним концом к лютеранской церкви Спасителя, а другим - к рынку на ул. Давида. А на противоположной стороне улицы находился дом вдовы доктора Чарльза Ватсона, бывшего главы директориона больницы, который она пожертвовала Ордену. И таким образом удалось разместить в этих двух зданиях поликлинику для приема и амбулаторного лечения больных и небольшую больницу на 19 коек. Как говорится в тесноте, да не в обиде.

Глазная больница британских госпитальеров на Муристане просуществовала 11 лет, с 1949 по 1960 гг, о чем нам данный мемориал и сообщает лапидарно.

А в 1960 г. они переехали в новое здание в р-не вост. Иерусалима Шейх Джарах. Ну к пациентам поближе. Про то, что этот институт глазных клиник представляет из себя сегодня я писать не стану, потому что сама плохо понимаю. Но вот пожалуйста сайт, кому интересно: http://www.stjohneyehospital.org/about-us

А я еще хочу попробовать про геральдику. Но наверное завтра уже.

так что, продолжение следует.


про Израиль, через что приходится пройти

Previous post Next post
Up