О, господи. *хлопая себя по лбу* Да, да, теперь и я взялась за обсуждение этой темы - новой, оригинальной и невероятно однозначной. Ведь никто до меня ещё на эту тему ни разу не высказывался! Никогда эту тему не обсуждали с пеной у рта, никогда не проводились соц.опросы, никогда никто этой проблемой в принципе не занимался! Ура новаторству! Ура!
(Сразу говорю, что автор фотографий в тексте (ну, кроме очаровательных Пенни и Леонарда) - Полишка Терёхина, наш очаровательный призрак в фильме. Сегодня они пришли с Таней Жарковой (девушка из "Нокаута"), а я корыстно сунула им в руки фотоаппарат и сказала: "Идите, дети, на все четыре стороны, нафотографируйте мне в библиотеке книг разных, задорно, да со смыслом!" Бедняги, конечно, застонали, но честно пошли фотографироваться).
Собственно, это Таня и Полина ещё не знают, что им предстоит. )
На самом деле, до поры, до времени, этот вопрос меня не особенно волновал. В школе были дети, которые любили читать, были те, которые читали, были те, которым приходилось читать. В университете были те, которые читали всё, что написано. Среди моих друзей были те, которые читали лёгкие книги и школьную программу - и те, которые читали книги, чьё название очень сложно выговорить спросонья, а понять содержание можно только в полусне. И тут внезапно в строй моих друзей прокрались диверсанты: подростки, которые не читают и открыто признают: "Мы не любим читать".
"Да что же вы их развлекаете! - недавно в сердцах высказался один мой друг. - Они же в библиотеку пришли! Вот и дайте им книги, пусть читают!"
Я открыла рот, чтобы ответить... И поняла, что ответа у меня, собственно, и нет. В каком-то смысле библиотекарь был для меня каталогом, был для меня собеседником, был для меня указателем, но никогда не был мальчиком с флейтой, пригоняющим крыс меня к книге. Я приходила в библиотеку за книгами. А недавно услышала от детей, что они приходят в библиотеку, "потому что там всегда весело", "потому что здесь уютно", "потому что мы здесь все как семья".
Нет, это всё, конечно, чудесно, но вы не обратили внимание на то, что вокруг стеллажи с какими-то забавными кирпичиками из бумаги? Вам не слишком интересно, зачем? Это не декорация, это основная идея спектакля!
И вот я разрываюсь между двумя этими формулировками: что правильней - спросить, как заинтересовывать детей чтением... Или спросить, нужно ли это делать? Какое вообще моральное право мы имеем навязывать ребёнку любовь к чтению? Это почётно и благородно, это правильно и очаровательно, я не спорю. Но вот ребёнок. Вот публичная библиотека. Вот пришёл ребёнок и записался в библиотеку. Вот он подошёл к книге, открыл её и начал читать. Я хочу сказать, вы видите в этом процессе какие-то сложности или лишние переменные? Ребёнок-библиотека-книга. Почему в результате получается так, что библиотекари горестно вздыхают или очаровательно улыбаются - и говорят: "А, дорогие дети, давайте мы сейчас научим вас читать книги?"
Разве чтению нужно учить? Разве нужно учить любить чтение? Ладно, с Вратами в Морию действительно были какие-то проблемы, но какие могут быть проблемы со входом в мир, который открывают книги? Открыл - и читать начал, всё!
Очень долго я этого не понимала. И только недавно начала понимать.
В детстве мама читала со мной. Она вообще мне много читала. Я не могла оторваться от книг и, по её рассказам, когда она уставала и засыпала, я безжалостно пинала её ногой и требовала, чтобы мне читали дальше.
Потом мы с папой стали обсуждать уже более серьёзную литературу. Он очень, очень много читает - и очень быстро. Мои друзья читали, мы обсуждали новые книги, всё это было в порядке вещей. В самом процессе чтения было столько сказки, что не было смысла спрашивать, зачем читать.
Но давайте перемотаем этот фильм назад и начнём заново с другими переменными. Скажем, моя мама слишком устаёт на работе - и у неё нет сил, чтобы прочитать мне что-то. Она наскоро целует меня в макушку, интересуется, как дела, проглатывает завтрак, укладывает меня спать и сама ложится. Мой отец слишком занят, да и ему главное - чтобы я училась хорошо, он, собственно, и сам не читает. Мои друзья много гуляют и смотрят фильмы. В школе задают читать и постоянно твердят, что раньше люди любили читать, а мы, такие лоботрясы бескультурные, не понимаем, в чём смысл книги. Я открываю книгу и слышу эти слова - вы не понимаете, вы не поймёте. Честно пытаюсь прочитать хотя бы три страницы, но это так много текста - больше статуса в Контакте, а чудо всё ещё не произошло, а ещё, кстати, четыре урока надо учить и сочинение писать, и я каждый день вижу, как люди обходятся без чтения - да ну этот кирпич, что мне, делать нечего?!
Стоп-кадр.
И это тот момент, на котором ребёнок откладывает книгу, чтобы никогда не вернуться к ней снова.
В этом процессе нет ни одного виновного, это просто издержки времени, которое выбирает бешеный темп и короткие сообщения, а не вдумчивое прочтение. Мир активных, но не мечтательных. Ярких, но не изнутри. У нас нет времени даже на то, чтобы остановиться и узнать получше людей, которые нас окружают - о каких книгах может идти речь?
Но как человеку, который знает, насколько это нескучно, насколько это захватывает, мне так жаль, что это знание, это удовольствие, эти мысли, эта реальная помощь душам просто... Исчезают из мира. Что они остаются ровными рядами на полках, хотя были написаны живыми людьми для живых людей. Книга может подсказать путь, может заставить вас поверить в невозможное, помирить с другом, придать уверенность в своих силах, распутать клубок ваших проблем... Но вы не знаете, как открыть эту дверь, как заставить это волшебство работать.
Начните с простого заклинания: "Акцио книга". Если говорить проще, книгу возьмите. Но не просто возьмите, а подойдите к шкафу. Посмотрите на книги. Дотроньтесь до них. Выберите ту, которая подойдёт вам и только вам. Читайте её так, словно её до вас никто не читал. Вот вы. Вот текст. В мире больше ничего нет. Вы можете попробовать читать вместе, читать вслух, читать цитатами, а потом перейти к книге. Не ждите от книги ничего - и она даст вам всё. Если вы будете ждать от неё чуда, чудо не произойдёт.
У вас нет времени? Читайте перед сном. Всего пара страниц, чтобы это вошло в привычку. Вы удивитесь тому, какая это приятная привычка, а чтение двух-трёх листов не займёт у вас больше пяти минут.
Я могу уважать и человека, который не любит читать. Ну что ж мне его, раскалённой кочергой жечь, если он на самом деле хороший человек с твёрдыми моральными принципами и активной жизненной позицией? Нет, зачем, я не из библиотечной полиции, я людей не убиваю и руки им не кушаю (спонсоры этого абзаца поста - фильмы "Пила" и "Пятница 13"). Я могу уважать его, говорить с ним на те темы, которые его интересуют. Но как мне поделиться с ним радостью вновь открытой книги? В разговорах с ним я замалчиваю большую часть своей жизни. Разве при этом я открываю перед моим другом моё сердце до конца? Если одна дверь всегда остаётся закрытой.
Недавно (да вы подушки принесите уже к экрану, так же удобнее!) к нам пришёл в библиотеку читатель, взрослый, собственно, человек, и пошёл выбирать книги. Разговор начался с Сапковского - есть ли у нас ещё книги из серии про Геральта и Цири. Но потом разговор перешёл на другую фантастику (моя больная тема, да), мы бросались именами, как мячиками: Фармер, Хайнлайн, Брэдбери, Азимов... Потом был ещё разговор с девочкой, которая заходила на абонемент - совсем ещё малышка, класс пятый или шестой. Я читала точно те же книги, что и она, и мы поговорили о них, и я принесла ей из фонда старую книгу, которой тоже зачитывалась - я знала, что она ей понравится. Даже сейчас, вспоминая эти разговоры, я чувствую какое-то ноющее тепло внутри. Это те люди, которые сумели поговорить со мной о том, что действительно меня затрагивает. Это диалоги, которые стали для меня особенными.
(я попросила Полю и Таню сфотографировать все книги в какой-то особенной для этих книг обстановке, но спросить, почему "Рождение человека" Горького у них ассоциируется с выставкой для детей "Мама - солнышко моё", постеснялась...)Иногда я вижу их в толпе - людей, которым "пошло" бы чтение. Они идут в компании хамоватых подростков, они курят за домом в окружении побитых жизнью четырнадцатилетних девочек, они могут быть где угодно и с кем угодно. Я знаю, что если бы у меня были время и возможность, я бы передала им этот дар - дар любви к книге - и любви к миру через книгу. Я вижу, что им недостаточно той грязной и серой борьбы за выживание, им нужно больше...
Я думаю, это и есть ответ на вопрос, нужно ли заинтересовывать детей чтением. Когда ты видишь эти отчаянные глаза в толпе пустых глаз, ты перестаёшь задавать себе этот вопрос: нужно ли заинтересовывать. У тебя возникает новый вопрос - как?
Но, господи, если я напишу ещё хотя бы строчку, я боюсь, что полиция человеческих жж-постов вломится в четыре утра в мой дом, заберёт меня в полицейский участок и будет долго поливать из ведра холодной водой за то, что я пишу длинные посты и не стесняюсь. ) А у меня, знаете ли, планы на воскресенье! ;))) Я собираюсь дочитать очаровательно ужасную книгу - продолжение Шерлока Холмса о приключениях знаменитого сыщика в России.
А вы как считаете - нужно ли заинтересовывать детей чтением?
А как? А примеры? Идеи? Мысли?
Да будут ваши комментарии столь же очаровательны, как продолжительна длина моего поста!
А это вид из окна зала электронной информации за час до закрытия библиотеки сегодня. )