Летний конкурс. Ищем участников

Jun 04, 2015 16:05

 Лето началось. Эйфория после успешного окончания 1-го этапа проекта постепенно уходит. Получить знания - это полдела, теперь надо суметь их применить. Уже в самом начале, когда мы приняли решение участвовать в проекте, было решено, что конкурс в рамках "летних чтений" будет у нас городским этапом "Книжного шкафа". Мы так и сделали, но на городском этапе не стали ограничиваться только электронным форматом читательских дневников. Классический вариант у нас  тоже имеет место быть. Тем более, что на мой взгляд, пока хотя бы на черновике не сделаешь такой дневник в классическом варианте, и электронного не получится.
  Проблемы начались уже на стадии рекламы, и именно те, которых опасались.  Первый вариант рекламы убрала на следующий же день - позвонила бывшая сотрудница и по-дружески сказала, что рекламу видела, но абсолютно ничего не поняла. Что мы имеем ввиду? В чем суть конкурса? Срочно переделала. Впрочем, этим рекламным листком не ограничилось. Хотя я думала, что его будет достаточно, а там уже в индивидуальной беседе библиотекарь будет объяснять подробности ребенку. Но народ на местах, чертыхаясь и поминая меня не самым добрым словом)), доделывал и расписывал  всё более подробно, пересказывал своими словами, подстраивая под свои категории читателей.

И еще о проблемах по мотивам обсуждения с коллегами:
- "что есть "электронный читательский дневник"? Для абсолютного большинства это электронная презентация. Начинаем объяснять про сервисы и... ступор у нас, поскольку не знаем, как на пальцах объяснить про сервисы, отсутствующие взгляды у читателей".
- "Сам факт, что нужно составить именно читательский дневник навевает на детей скуку, вызывает отторжение.  Часто слышим в ответ на предложение поучаствовать в конкурсе категорическое "нет!". Школа только закончилась, а тут опять что-то школьное.."
Я понимала, что ни  афиша, ни реклама в сосетях и в СМИ  в данном конккретном случае у нас не сработает. Как заинтересовать читателей? Дети вообще мало замечают рекламу. На родителей и учителей в летний период расчитывать не приходится. Мы и не расчитывали. Казалось, что нужно какое-то мероприятие-презентация, тем более, что и открывать "летние чтения" как-то надо.  В результате так и пришла к форме игры-квеста, которую мы практически на бессознательно-интуитивном уровне отработали в дни НДК и в библиосумерки.
Хотя и с квестом была морока.  Игра идет по площадкам, в разных отделах. Это понятно и логично, поскольку интересно детям (не сидят, все время перемещаются) и выгодно библиотеке (каждый отдел разрабатывает свое задание по общей теме, каждый отдел получает честно заработанные цифры в статистику посещений). Тема - читательский дневник. Это   тоже понятно. А вот что дальше?  Читательский дневник как понятие и явление? Какие тогда должны быть задания на площадках?
Мы не сразу пришли к пониманию, что игра должна быть по одной книге или произведению. Но пришли к этому. И снова впали в ступор. На дворе лето, на игру придут "дикие" читатели, а значит, это будут читатели разновозрастные. Какоую книгу выбрать, чтобы всем она была знакома?
  Как всегда, нас спас Пушкин - "наше всё", "от мала до велика" и пр.  Остановились на "сказке о рыбаке и рыбке". Все знают, и, одновременно, никого не заденет, что это для малышни.  Разработали площадки. По сути, это были подсказки - какие странички могут входить в читательский дневник по одной книге. У нас были задания-странички:
- словарик сказки (искали объяснения устаревшим словам в словарях),
- страничка писателя (тоже по справочникам-словарям, оформляли что-то вроде стенгазены,
- расставь по порядку иллюстрации моря, сверившись с цитатами из текста - как оно менялось на протяжении сказки? (мы распечатывали детям небольшие картинки, а в сервисе learningapps можно сделать такую виртуальную игру),
- викторина по сказке,
- страницы-портреты героев (нужно было нарисовать героя, вписать на страничку его характерную фразу, составить синквейн),
- станция тренировочная: показывали сервисы по созданию пазлов, ребусов, фотоколлажей.
На заключительной станции собирали все эти странички под одну обложку, делали эту обложку (разукрашивали, подписывали авторов...), обсуждали, какие еще странички могли бы войти в читательский дневник. Больше станций мы не делали сознательно - даже эти по времени дети проходили не менее, чем за полтора часа. Да и что ж читательскую фантазию сразу забивать своими предложениями :-)
Конечно, в заключении рекламировали конкурс, приглашали желающих к нам, предлагали обращаться к любому библиотекарю, который поможет все сделать и объяснит, если что-то не ясно.

Первый раз квест проводила 3 июня, на организованную группу (отряд пришкольного лагеря) и на неорганизованных читателей, которых собралось семь человек (возраст 2-5 класс). Организованные интереса не проявили. Неорганизованные - 100%-ное попадание: когда в заключении показала  пример электронного дневника в thinglink и предложила каждому сделать подобный по выбранной самостоятельно книжке, они уже лучше понимали, о чем идет речь. Про то, что эти дневники будут принимать участие в межрегиональном конкурсе, я тоже говорила, но дети восприняли это равнодушно, главной мотивацией стал интерес к самой игре. Сначала, правда, ребята сомневались в своих силах. Но когда я сказала, что самое главное - это  выбрать книгу, о которой действительно хочется рассказать,  придумать, какими будут странички дневника, а дальше мы поможем, с каждым будем заниматься индивидуально и научим делать "виртуальные поделки", записались все. Кстати, словосочетание "виртуальные поделки" оказалось удачной находкой. Двое ребят сразу же назвали книги, по которым будут создавать свой дневник.
  Позже на одной из планерок поделилась опытом проведения квеста с коллегами. Им тоже во многом стало понятнее, как подходить к детям с этим конкурсом, как что объяснять. Тем более, что многие и сами участвовали в квесте, разрабатывали свои станции.
А еще мы пришли к выводу, что такое мероприятие не обязательно проводить по площадкам, можно усадить всех детей в зале и предложить им подобную игру, разбив по командам. Все-таки квест требует участия многих сотрудников, а летом люди в отпусках, а те, кто работает, все заняты на обслуживании.
  

книжный шкаф, летнее чтение, Саров

Previous post Next post
Up