Дружище, посмотрел я фильм про Высоцкого «Спасибо, что живой». Скажу сразу: мне фильм не понравился. Чувство глубокого разочарования - так лучше всего можно охарактеризовать то, что я ощутил. Весь фильм меня не оставляло смутное чувство, что это все присказка, прелюдия, что вот, вот, вот сейчас и начнется все самое главное. Но уже пошли по экрану титры, а самого главного так и не показали. Облом!
В фильме о Высоцком не оказалось самого главного - самого Владимира Высоцкого. Да, там был мужик очень похожий на Высоцкого (правда с легко узнаваемой улыбкой и характерным прищуром Сергея Безрукова), какие-то барыги, куча наркоты и бабла и даже знаменитый синий «мерин» Высоцкого. И еще - резиновая морда. А вот самого поэта - не было.
В фильме до конца не прозвучала ни одна его песня, так, какие-то обрывки, да и то где-то на заднем фоне. Скажи мне, как можно снять фильм о Высоцком без единой его песни? В других фильмах есть (даже там, где нет самого Высоцкого), а в фильме о самом Высоцком - нет. Говорухин уже вспотел оправдываться, что в своем «Месте встречи…» не вставил ни одной его песни, а ведь там сюжет не о Высоцком и вообще не о лирике. А тут - о самом поэте… а творчества нет. Парадокс! И в итоге лейтмотив фильма - это не творчество Высокцкого, не его личность, и даже не борьба с этой морфиновой дрянью, а тупо наркота и дележ бабла. Ну, и Резиновая Морда.
Я люблю творчество Высоцкого, а через его творчество - и его самого. Но что это меняет? Что, неужто теперь каждый фильм о нем - шедевр только потому, что там замечено его лицо и силуэт? Нет. Поэт - это душа, это космос переживаний. Все переживания Резиновой Морды в этом фильме - где-б ширнуться? Высоцкий - это нерв. Вы почувствовали "нерв"? Который? Наркотический? Дележно-бабловый? Который? Что такого высокого было показано в фильме, про что можно было бы сказать "да, вот это нерв"?
Высоцкий без своих песен был бы не Высоцким, а самым обычным человеком, со своими проблемами и фобиями, никому не нужными и никому не интересными. То есть Высоцкий - это именно его творчество. Поэтому нельзя делать фильм о Высоцком без самого Высоцкого. Это заранее обречено на провал, ибо будет точно по басне "а слона-то я и не приметил".
Знаешь, дружище, а еще люди писают и какают. Давай снимем фильм, как писал-какал Высоцкий? Не желаешь поучаствовать? Нет? Наверное потому, что в глубине души мы понимаем, что человек - это слишком сложное создание, чтобы вот так тупо мясным ножом - рраз! - и разделить на черное и белое: вот это показываем, а это не показываем. Потому что в результате будем иметь то, что имеем: фильм о нарике с закидонами, всю дорогу мечтающего только об одном - побыстрей закинуться дурью.
Нет, я не отрицаю его трагедию - наркоманию. Уж что было, то было. Но не объяни мне, почему при слове "Высоцкий" хочется говорить о его творчестве, а не о его какашках?
Моя дочка тоже ходила на этот фильм со своими одноклассницами и подругами. Потом она засели у нас дома, типа чайку попить. И я, воспользовавшись случаем, спросил их, что они думают по поводу фильма. Ответ не то, чтобы шокировал, но расстроил. Шли они на этот фильм, чтобы узнать про Высоцкого, познакомиться с ним поближе. Вот их ответы:
1. Высоцкий был «нарик»
2. Ну он такой борзой был, через две сплошные ездил, на красный светофор, и вааще как хотел по Москве
3. И вообще, уж если вашему (!) Высоцкому можно наркоту колоть, то почему нам нельзя курить или пить пиво?
Вот такие мысли посетили самых обычных учеников 11-го класса самой обычной средней школы после просмотра фильма «Спасибо, что живой».
P.S. А помпа, с которой подавался этот фильм, переплюнула сам фильм, если честно.