Очевидно, что наше недавнее противостояние вокруг храма и сквера , небольшой уральский майданчик, имеет несколько более серьезные причины, чем просто желание горожан защитить от застройки полгектара зеленых насаждений в центре города.
Поэтому позволю себе продолжить свои размышления.
ЧАСТЬ 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ
УРОВЕНЬ 2.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
Мы живем в эпоху временно победившего капитализма. Суть которого очень проста: конкурентная борьба за рынки сбыта и ресурсы. После того, как к концу XIX века мир был поделен между державами, конкурентная борьбы проходит в формате «вырви кусок из пасти соседа». Ну или «сожри конкурента целиком».
В этом смысле было бы крайне наивным полагать, что вокруг нашей страны одни сплошные друзья-пацифисты. «Холодная война 2.0» нынче в полном разгаре. А любая приличная холодная война предусматривает идеологическую обработку противника и с создание внутри него всевозможных «пятых колонн».
В конце концов, именно таким образом была выиграна первая холодная война.
Следовательно, «фактор Госдепа» во внутренних конфликтах внутри нынешней России (Украины, Франции, Венесуэлы etc) отрицать могут только люди, живущие с мире розовых пони, которые даже удобрение исключительно радугой производят.
Именно происки внешних врагов в нынешних наших реалиях служат главным и единственным объяснением любых общественных конфликтов, которое можно услышать от официальной государственной пропаганды. Рассказы про «пятую колонну Госдепа», звучащие из любимого всеми телевизора и с охранительских интернет-ресурсов, настолько набили оскомину, что просто перестали восприниматься как серьезный аргумент. Хочешь нынче стать объектом хиханек и хаханек - скажи про руку Госдепа.
Но парадокс в том, что от того, что кто-то много хихикает, волосатая лапа Госдепа на самом деле-то никуда не делась. И владельцам этой лапы хихикание по ее поводу только на, пардон за каламбур, руку. Если никто в тебя не верит, можно действовать, вообще не скрываясь.
Можем ли мы, пытаясь понять, что двигало теми, кто раскручивал в массовом сознании противостояние вокруг сквера в Екатеринбурге, исключить влияние сил, имеющих интересы, отличные от национальных российских?
Можем. Если очень хотим оказаться дураками.
Можем ли мы, пытаясь понять причины нашего уральского майданчика, свести все только к деятельности иностранных агентов влияния?
Тоже можем. Если наше желание выглядеть глупо не изменилось.
Ни один бунт, ни одно восстание, ни один массовый протест, и тем паче, ни одна революция не происходят , если почва для них не унавожена со все тщательностью самой властью. Ни один иностранный агент в самом шпионском плаще и самых черных очках не способен вывести на улицы людей, которые всем довольны.
В нашем сегодняшнем обществе уровень недовольства властью растет ощутимо. Что, впрочем, не удивительно. Власть в РФ в последние пять лет приняла столько непопулярных решений, от «оптимизации» образования и медицины до повышения налогов и пенсионной реформы, что даже рейтинг Путина улетел куда-то на дно. Что уж говорить о рейтингах иных, менее популярных политиков, тем более регионального уровня.
Впрочем, в условиях продолжающегося кризиса это неудивительно. Было бы странно от капиталистического государства ждать принципиально иной политики, чем приватизация прибылей и национализация убытков. От осинки не родятся апельсинки.
Но даже в таких капиталистических условиях можно успешно удерживать население от явного протеста. Надо лишь показать этому самому населению, что власть с ними, что полиция с народом, а отец нации реально о нации заботится. Хотя бы просто показать.
Мы же имеем картину прямо противоположную. Общество стремительно стратифицируется, имущественное расслоение нарастает, и высший слой - олигархи, мало отличимые от олигархов внешне топ-менеджеры госкорпораций, чиновники высокого и даже не самого высоко ранга - старательно позиционируют себя элитой закрытого сословного типа. С соответствующим презрением к мелким людишкам. Нарастающее раздражение вызывают даже не столько яхты и загородные резиденции элиты, не столько их запредельные доходы, сколько демонстративное неуважение, все эти «государство не просило вас рожать» и «макарошки всегда дешево стоят».
Которые мало чем отличаются от классического «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Напомню, вскоре после этой характерной фразы Европу сотрясла Французская революция.
Общество, разделенное сословными перегородками, было вполне естественным для времен царя Гороха. Но сейчас ситуация несколько иная. Ломая Советский Союз, всем обещали не только сто сортов колбасы и американские джинсы, обещали свободу и уважение прав человека. И за 30 лет, что у нас обратно строят капитализм, эти обещания никуда не делись, они продолжают звучать из каждого утюга и, естественно, принимаются обществом как должное. Те, кто росли в 1990-е, 2000-е, 2010-е свято уверены в незыблемости своих прав и не могут не требовать уважения своих интересов. Ведь их так научили.
Если же должно уважать права и мнения людей, а власть этого не делает, то логично, что панду - геть! Нужен только факел, вовремя брошенный в пороховой погреб. И тот, кто этот факел бросит.
Конечно, маленький сквер и большой храм в Екатеринбурге на факел общероссийского масштаба никак не тянут. Так, искорка.
И протест вокруг сквера - никакой не пожар, скорее просто выпуск пара и тренировка в условиях приближенных к боевым. Время большого майдана еще не пришло.
Но пробный шарик запущен вполне успешно. Готовность людей выходить на улицы с протестами продемонстрирована более чем явно. Власть даже несколько прогнулась под требования протестантов. Что, кстати, не только породило победное чувство у защитников сквера, но и ощущение, что только так и надо. Хочешь, чтобы тебя уважали, сломай забор! Надо ли объяснять, что в следующий раз ломать забор пойдут с еще большим энтузиазмом?
Но самая большая печаль в том, что большая часть людей, протестовавших против системы, на самом деле против системы не протестовали. Желая некой справедливости в случае с одним отдельно взятым сквером, они все равно остаются сторонниками принципиально несправедливого капиталистического общества. Искренне считая, что в неправильном российском капиталистическом государстве нужно просто немножко чего-нибудь поправить. Заменить условного Путина на условного Навального, коррумпированных чиновников на неподкупных, неправедных судей на судей безусловно праведных, одних неправильных олигархов из кооператива "Озеро" на других, гораздо более правильных и из другого кооператива. Шило поменять на мыло.
А через несколько лет с возмущением говорить, что мы не за то боролись!
То есть, мы имеем, во-первых, доброе топливо для пожара в лице разгневанных горожан, нормально так потренировавшихся в славные майские вечера. Во-вторых, мы имеем силы, заинтересованные в разжигании пожара, и не только в одном отдельно взятом Екатеринбурге.
«Все было ясно. Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И, действительно, в двенадцать часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов.»
Очень не хочется оказаться жителем Вороньей Слободки…
Впрочем, на этом размышления мои не заканчиваются. Потому что кроме тактического и стратегического уровня нашего уральского майданчика явно проглядывает и третий, идеологический. Но об этом позже.