Я думаю, это спорный вопрос, нужно ли детям (и взрослым) давать читать шокирующе жестокие книги.
Во-первых, кто-то может сказать, что это воспитание души, такое. Кто-то может сказать, что никакое это не воспитание, потому что "если надо объяснять, то не надо объяснять".
Во-вторых, кто-то скажет, что человеку надо дать понять в каком мире ему довелось родиться. А кто-то возразит, что не надо дублировать угрюмую реальность, и так все получат ее сполна.
И, наконец, кто-то скажет, - а что такое вообще, "жестокие книжки", это смотря куда посмотреть, и как взвесить, и все относительно, - в общем, размажет, как кашу по тарелке.
Но кто-то же поставил в школьную программу "Му-му". И "Му-му" до сих пор будоражит умы людей, если погуглить, можно найти немало споров на тему, что хотел сказать автор.
Но мой вопрос, - что этим хотели сказать те, кто составлял школьную программу? В чем они видели профит?
Это так просто не гуглится, но кое-что есть.
Начало хорошее, - обсуждение рассказа дает повод для исторического и политического дискурса, инсайт в крепостное право, "эксплуатацию человека человеком"(с). Но когда дело доходит до Герасима, ничего не имеет смысла. Методичка пытается представить его, чуть ли не как человека познавшего Дао. И это, может быть, даже не шутка, - он молодец, избавил собачку от этих нехороших людей. Вода в чужих легких, мол, самое то, для классовой борьбы.
Отказался от Татьяны, - а потому что он благородный, неконфликтный человек. Ведь он знал, что от него ничего не зависит.
Шиката га наи.
It can't be helped.
И тут методичка сама начинает в себе путаться. И интересно получается, - внушается, что Герасим хороший и правильный, но все попытки объяснить почему именно, терпят поражение. Потому что ничего не исправит то, что он повесил камень на шею вернувшейся к нему от нового хозяина маленькой собачке.
Шиката га наи.
Я скажу, что лично мы делали на уроке, посвященном Му-му. Мы рыдали. Наша учительница была пенсионного возраста, и читала эту книгу, наверно, стопятьсот раз. И тем не менее, она читала нам ее вслух и рыдала навзрыд. И мы тоже.
Мы ничего не обсуждали, и никого не оправдывали. Мы сострадали.
И я думаю, это было самое правильное. И я думаю, что Герасим - жертва, и point is, - жертва не обязана быть безупречным человеком, чтобы ей сострадали. Не обязательно отбеливать Герасима казённой побелкой. Этот человек, который в ужасных для него обстоятельствах совершил ужасный поступок.
И если усложнить разговор, то можно упомянуть про рассказ "Маленький лис Гон", который скорее всего вы не читали, потому что, ну это такой японский аналог "Му-му", если можно так сказать.
Суть рассказа, который тоже изучают маленькие дети в школе, в том, что жил шкодливый лисенок, он воровал и тому подобное, однажды, он стащил угря у одного мужика (а угри это, ну... типа как куриный бульон, дальше будет ясно почему). Позже он узнал, что у мужика умирающая мать, которая очень хотела съесть напоследок угря, но так и не дождавшись умерла. Лисенок чувствовал вину и начал притаскивать этому мужику всякие вкусные сюрпризы, типа орехов и грибов. Один раз мужик увидел лисенка, узнал к нем вора, взял ружье и застрелил его. Потом он увидел все эти раскиданные грибы и орехи, и понял, "Так это был ты...". Книга написана очень талантливо, финал совершенно шокирующий и печальный, считается классикой японской литературы. Побуждает к дискуссиям.