Что-то про литературу

Jun 04, 2013 11:53


Я люблю читать. Если эта любовь взаимна, если книга любит меня так, как я ее. Для меня не проблема закрыть книгу на середине повествования, если чтение ведет в никуда, не принося ни пользы, ни удовольствия, как, например, "Код да Винчи". Есть люди, которым обязательно надо дочитать до конца, чтобы составить мнение и чтобы вообще; в этом нет ничего плохого или хорошего, люди разные. Я не дочитываю, потому что мне не надо писать критику или рецензию, или даже школьное сочинение, но мне надо прожить свою жизнь с минимальными затратами на корпоративы и загрязнение окружающей среды.
Мое литературное образование было не очень системным, дома нажили много разных случайных книг, но к чтению никто не принуждал, даже и я себя. И если мне БСЭ нравилась больше, чем А.П. Чехов, то let it be. Еще я читаю медленно, практически получая удовольствие от предложений, поэтому те писатели, которые хороши в каждом предложении, и стали моими любимыми.
Существует некоторая временная зависимость между литературой и человеком. Некоторые книги были прочитаны мной слишком рано, например, "Каштанка". От нее остался неприятный извращенский привкус привязанного за нитку куска мяса, который вытаскивается из собаки, и образ патологического отношения к смерти в виде обезумевшего гуся с растопыренными крыльями. И еще я не люблю клоунов. Значительно более интересно было бы прочесть это хотя бы будучи подростком, чтобы более конкретно сформулировать патологичность же каштанкиной привязанности и любви к прежним хозяевам. Не ясно, почему Каштанка не стала нарицательным именем, чтобы обозначать людей с радужным преданным отношением к тем, кто над ними издевается.
Однако с тех пор для меня у Чехова всегда так, что-то хорошее показывается как плохое и наоборот, как будто автор проверяет нас на прочность. Например, совершен геройский поступок, человек молодец, но автор описывает его как сопливого, с неприятным запахом, с козявками под ногтями. И читатель как бы уже и не уверен, так ли хорош герой. В фильме "Двенадцать" вышла такая же, кстати, история с героем Маковецкого, хотя казалось бы такой он смелый и честный, и такая у него сложная биография "андердога", что всем он должен быть очень симпатичен, и как он получился таким не располагающим, то известно одному Михалкову. Такой Чеховский финт.
Есть книги, которые прочитаны поздно. Например, "Триумфальная арка" Ремарка. Это книга для подростков, которая попала мне в руки, когда мне было года 22. И не было в ней никакой атмосферы, ни собственно Парижа, ни военного Парижа, а был пересказ событий, который просто остался как пересказ. Хотя казалось бы такой сильный сюжет. Не на поле битвы, не с криком "ура", а продуманное плановое идейное уничтожение (даже можно сказать элиминация) зла обычным человеком. Но самое оно появляется к концу книги, а до этого, на меня не произвели впечатление ни проблема подпольных гинекологических осмотров публичных домов, ни русский эмигрант, разговаривающий афоризмами, ни кальвадос, который хоть и звучит, но погоды не делает, ни румынская femme fatale, которая своей эмоциональной незрелостью и поведенческим экстримом безусловно должа бы возбудить романтические настроения подростков, но к этому времени были уже прочитаны книги со значительно более интересными, сложными и цельными женскими образами, склонными к самоуничтожению, "Анна Каренина" Толстого, "Розы в кредит" Триоле, "Циники" Мариенгоф, и даже "La intrusa" Борхеса. (Не говоря уже о том, что уничтожение главных героинь в кино тогда было особенно распространено среди молодежной культуры и даже где-то считалось романтическим моментом).
Есть книги, прочитанные два раза, один раз не во время, второй раз - как раз. Это, например, "Старосветские помещики" Гоголя. И если походить по интернету, можно запросто найти множество сходных с моим детским мнение, что персонажи безмозглы и безцельны, и существование их бессмысленно до такой экстремальной степени, что похожи они на один большой рот, и это как-то страшит молодого читателя. Чуть поднабрав лет и сантиметров и прочитав тоже самое снова, я почти рыдала от этого трогательного рассказа, в котором показана краткая счастливая старость, которая наконец дожила до покоя, до почти земного личного райского сада, но видит уже перед собой смерть, логичную и очень такую материальную. А нам же хочется, чтобы эти добрые старички просто продолжали быть и получать удовольствие от всего, что им нравится, и нам плевать на какую-то там пользу, идейность и прочую в данном случае ерунду.
Есть книги, к которым не хочется возвращаться. Это книги, прочитанные вовремя, которые понравились и произвели впечатление. Переживать все еще раз? Увольте. Грамотному человеку должно хватить одного раза, чтобы усвоить что-то важное. По крайней мере, если ты врач, то одного раза достаточно, чтобы знать, что делать, или не повторять, что не правильно, - это второй фундаментальный камень медицинского образования (первый - не навреди, думая, что ты уже самый умный). Вероятно, и отношение к понравившимся книгам такое же. Иногда могу полистать особенно любимые, хотя и помню их обычно не плохо, но ради самого удовольствия от их текстов, от остроумия, от изящества, от мыслей, от искусства литературы.

Сочинения на не заданную тему

Previous post Next post
Up