В "Русском музее" при виде картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" всем захотелось тут же ткнуть пальцем в писаря. Но мы сдержались, а экскурсовод ничего про него не сказала. И я думаю, что проходит группа за группой мимо картины, а про писаря ничего не говорят. И смотрит толпа за толпой на хохочущих козаков, а про писаря никому не известно...
(из вики)
А между тем всякий днепропетровец знает, что писарь нарисован с историка, археолога и этнографа Дмитрия Яворницкого, а он есть наше, если не все, то, почти все. Он - это легенда, гений места, это, это...
Есть такие фигуры в истории, про которые рассказать невообразимо трудно, потому что до тебя о них рассказали только как в книжном предисловии: родился в семье таких-то, отец был, мать была, музыцировали, конечно, вечерами, доброта, забота, образование, большой вклад, связи с деятелями культуры, издал чего-то, чего и не читал толком никто, умер в бедности, вот такой он выдающийся ученый.
Украинского языка поначалу он вовсе не знал, в Екатеринослав ехать совершенно не хотел, исторический труд его укритиковали так, что четвертый том он даже не стал выпускать. Про себя сказал так: "…скажу вам по правде: Яворницкий-писатель не стоит и доброго слова; как археолог - он так себе; как человек - стоило бы быть намного лучшим; а вот Яворницкий-историк совсем плохонький. Но как собиратель археологического материала и, особенно, фольклора - на этом поле я кое-что сделал".
Собиратель действительно выдающийся: раскопки, документы, уникальная, единственная в своем роде коллекция половецких каменных баб, - этого с головой достаточно для вечной памяти и благодарности потомков.
"Стандартная" биография его угрюма. Три брака, личная жизнь не сложилось, характер был, видимо, скверный (толи до несложения, толи после), тема казачества непопулярна, - то империя за окном, то большевики. Преподавал в Харькове (родом из Харьковской обл., как и Репин), потом в Петербурге, был на Соловках, где изучал биографию последнего запорожского атамана, путешествовал за границей, потом оказался в Екатеринославе заведующим музеем. В то время в городе даже не было университета, император Павел I свернул Потемкенский проект. В самом начале 20 века в Екатеринослав "направляли" украинствующую инеллигенцию, прочь из центра. А в Екатеринославе уже их дожидались энергичные предприниматели, градостроители, меценаты. Конечно, не удивительно, что в городе тут же начали образовываться "кислородные карманы" этой интеллигенции: высокочайшего уровня горное училище, учительский институт, женские курсы с университетской программой, архивная комиссия. В ней-то и принимал участие Яворницкий и, представьте себе, в 1905 году в Екатеринославе проходит Всероссийский археологический съезд.
И вот, художник Репин встречает собирателя Яворницкого, а у того есть такие штуки! Все предметы, изображенные на полотне - настоящие, собранные Яворницким и киевским собирателем Тарновским (на картине он в черной шапке). Данные об их встрече противоречивы, один сайт пишет, что повстречались они на вечере памяти в годовщину смери Шевченко, другой - на шумной вечеринке в честь веселого приезда актерской группы... На одном - что Репин до встречи с Яворницким имел уже несколько эскизов "Запорожцев", на другом - Яворницкий в шутку прочитал письмо из своего архива, и Репин загорелся идеей. (Да и вообще, в одной статье написано, что дейтельность Яворницкого совпала с "веяньями", а в другой, что ему сказали "занимайтесь Финляндией".)
Письмо запорожцев писал кошевой атаман Иван Сирко во времена Богдана Хмельницкого, существует несколько вариантов разной степени матюкливости и, говорят, вряд ли, оно когда-либо покидало Украину в направлении Турции. "То письмо" - хранится в Днепропетровском музее им. Яворницкого (?). После картины Репин подарил Яворницкому альбом с казацкими рисунками и иллюстрировал его научный труд.
Соответственно, при таком разнообразном интернетовском материале трудно установить истину, то Яворницкий представляется хмурым и угрюмым директором провинциального музея, с которого Репин никак не может списать лукавую усмешку писаря, то веселым хулиганом, записывающим в зарослях осоки разговор селянок, подменивающий штаны на меценатах во время их пьяной спячки (музею очень нужны были шаровары), и делящим дверь - которая не его, с картиной на двери - которая его, через суд. По решению судьи дверь распилили и кинули жребий, Яворницкому достался верх, а его конкуренту, по словам самого Яворницкого: "достались штаны и то, что в штанах".
Та самая часть двери. Фото мое.
Встречался Яворницкий с Львом Толстым и был узнан им как писарь. Встречался и с Махно, когда тот захватил город, и якобы откупился от него раскопанной бутылкой казацкой горилки в обмен на уголь и охранную грамоту, Махно оставил свою роспись в гостевой книге музея.
С подавлением очага контрреволюции к Яворницкому пришли совсем темные времена, он, директор и собиратель музея, был оттуда изгнан, потом восстановлен как научный сотрудник. Однако ему удалось избежать ссылки, умер он в Днепропетровске в 1940 году.
Я помню его старую могилу рядом с музеем, нагробъем были три огромные половецкие каменные бабы. Теперь на этом месте памятник, сам по себе талантливый, но это ли то, кем был Яворницкий?
Писарь
Современная могила Д. Яворницкого
Автор фото Ash отсюда Ссылки:
Ю. Пахоменков,
И. Кочергин,
А.Марин,
и др.