Nov 02, 2005 12:39
Посмотрел фильмы испанского режиссера Педро Алмодовара "Поговори с ней" и "Все о моей матери". Еще лежит на очереди "Дурное воспитание", посмотрю попозже. Вообще же режиссер успел за свою жизнь снять 15 фильмов, смотреть их все чего-то не хочется. Сейчас объясню почему.
Фильмы этого режиссера адресованы скорее всего вечно прибрызгнутым парфюмом метросексуалам, интерьеры и общие планы в фильмах выглядят гламурно, персонажи стерильно свежи и умыты, а сексуальность сквозит в каждом кадре. Если описать общее впечатление от фильмов человеку, который никогда не смотрел такого кино, я бы назвал их инверсией к фильму "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой. Если в "мгновениях" это проявление мужского - суровой интеллектуальности с нордическим характером, то у Алмодовара - это чувственно-нервное женское. Если у Алмодовара красочный глянцевый колорит , то у Лиозновый все в черно-белом. Самые эмоционально выраженные сцены в фильме про Штирлица, приближаются по накалу страстей к кадрам с лежащей девушкой впавшей в кому из "Поговори с ней".
Но все эти страсти, как-то не очень трогают. Артистизм актеров, конечно изумителен, но плакать вместе с ними не хочется. Алмодовар иронизирует над своими персонажами в каждой сцене, выставляя их странности напоказ и как бы приговаривая: "посмотрите, ну не дурачки ли они все, так им и надо". В целом на вооружение взяты нестареющие приемчики из арсенала всем известной системы Станиславского: отношение зрителя к происходящему на экране формируется преимущественно жестами, гримасами, позами актеров. Все просто: если мужчина в кадре хлюпает носом, значит происходит что-то грустное, а если в кадре все смеются, значит должно быть весело. Когда в кадре нет жестов, гримас и поз, значит нужно просто восхищаться красотой кадра и его композицией.
Можно смело сказать, что Алмодовар любит все женское не меньше чем искусство и приравнивает их. Но любит он какой-то странною любовью. Сама женщина в фильмах режиссера преподносится в качестве не только объекта, но и субъекта искусства, и он словно ставит зрителя перед странным выбором. Перефразируя высказывание гуру всех театралов о любви к искусству, требуется определить что он больше любит - женщину в себе или себя в женщине. Такая постановка вопроса видимо неслучайна и если режиссер - гомосексуалист или бисексуал, то все становится на свои места. Скорее всего так оно и есть, но мое отношение, как человека традиционной душевной и сексуальной ориентации, ко всем этим изыскам и соплям трансвеститов, как к пробиркам с уродцами в кунсткамере, в моем внутреннеем душевном "Я" не находится отклика - меня все это не трогает.
Вот Егор Кончаловский снял недавно гламурный экшн - "Побег" с Мироновым. Вот там нормальные проблемы семьи, переживания за детей и супругов, действие происходит на фоне родной природы. Очаровательный продакт плэйсмент и восхитительный мордобой. Это по нашему.
фильмы