Картина Рене Магритта "L'invention Collective" ("Коллективное изобретение"), 1934 г.
Что хотел сказать автор? Самые популярные трактовки - "русалочка наоборот" и аллюзия к смерти матери Магритта.
Это событие не могло не оставить следа на впечатлительном сознании подростка, который увидел тело утопившейся матери на берегу реки Самбре. Лицо ее было закрыто подолом сорочки, впоследствии, силуэты с закрытыми лицами присутствуют на многих картинах художника. Но сейчас не об этом.
Сюрреалистичное изображение женщины-рыбы будоражит сознание и вызывает вопросы. Это не привычная неуловимая русалочка, увлекающая пением моряков, обладающая всеми достоинствами красивой женщины и рыбьим хвостом. Рыбий хвост - как манифест об автономной фемининности, невозможности торжества мужчины над ее женской природой.
Здесь женщина изображается подчиненной мужскому видению ее смысла и функции. Выброшена на берег в безвольной позе. Нелепые плавнички, прохладная рыбья голова с остекленевшими глазами и, собственно, детородная часть как апогей женского бытия.
Мы привыкли видеть женщину, изображаемую в живописи и литературе олицетворением красоты и источником наслаждения. В картине Магритта обнажена первобытная функциональность, без "мишуры", навешанной культурой.
С точки зрения христианских символов, все еще хуже. Женская природа противопоставляется символу Христа - рыбе и не принимается водой - символом крещения, остается выброшенной на берег в своей неприкрытой и вместе с тем жутковатой сексуальности.
Название "Коллективное изобретение" быстро вызывает в памяти термин "Коллективное Бессознательное", введеный в психологии Юнгом в 1916 году. И кажется, что именно такой утилитарный образ женщины коллективное бессознательное хранит еще с древних времен.
С другой стороны, этим можно и нужно пользоваться.