Закончил работу над томом про Петра I в рамках проекта "Великая Россия". Удивительный исторический персонаж. Первый российский император фактически заложил основу той страны, в которой мы все живем, развернув ее в режиме ручного управления в сторону "европейских ценностей". При этом Петр был удивительно цельной личностью. Без метаний, сантиментов и прочих переживаний. Он знал, что нужно делать. И делал это. Все, что ему было на самом деле нужно - находилось внутри. И со своим внутренним цензором и помощником Петр и советовался. Все, что находилось снаружи, было только ресурсами.
Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого сознание берет верх над волей и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающего суть человеческой натуры, а сама природа создала противоположный тип - человека с неудержимой и неутомимой волей, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть», - таков был девиз всей деятельности этого человека.
Петр был самодержавен, а в такой момент истории, в какой тогда вступила Россия, только самодержавие и могло быть единственно возможным вариантом управления. Свободный республиканский строй никуда не годился в то время, когда нужно было изменить судьбу страны и дух ее народа, вырвать с корнем старое и насадить новое.
Он создал армию и флот, хотя для этого потребовалось бесчисленное множество человеческих жертв и плодов многолетнего народного труда, - все приносилось народом для этой цели, хотя собственно народ этого ясно не понимал и потому не желал. Все происходило под эгидой того, что так хочет царь. Налагались неимоверные налоги, отправлялись на войну и на тяжелые работы сотни тысяч молодого здорового поколения для того, чтобы уже никогда не вернуться домой. Народ разорялся и нищал, зато Россия приобретала море, расширяла границы государства, создавала армию, способную тягаться с соседями.
Русские издавна были привязаны к своим старинным укладам жизни и ненавидели все иностранное. Погруженные в свое внешнее благочестие, они демонстрировали отвращение к наукам. Самодержавный царь заставил их одеваться по-иностранному, учиться иностранным знаниям, пренебрегать дедовскими обычаями, и так сказать, плевать на то, что прежде носило для всех ореол святости. И русские пересиливали себя, повиновались, потому что так хотел их самодержавный государь.
Но нового человека в России могло создать только духовное воспитание общества, и если этот новый духовный человек где-нибудь заметен в делах и стремлениях настоящего времени, то этим мы обязаны уж никак не Петру. Потому что мы были, оставались и остаемся русскими.