.
На следующий день после отставки посла России в Украине Михаила Зурабова комитеты Государственной думы и Совета Федерации начали бодро обсуждать кандидатуру нового потенциального руководителя российского дипломатического представительства в Украине. При этом депутаты даже не попытались скрыть имя этого нового посла - бывшего десантника и представителя президента в Поволжском федеральном округе Михаила Бабича.
Более того, с заявлением о том, что Россия направила Украине агреман - то есть просьбу о согласии с назначением Бабича - выступил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Чиновник признал, что не знает, получено ли согласие, и отметил, что процедура согласования находится «в процессе».
Вы можете ради интереса посмотреть все предыдущие выступления Дмитрия Пескова и поинтересоваться, рассказывал ли пресс-секретарь президента России журналистам о назначении любых послов до того, как был подписан соответствующий указ президента. А указ может быть подписан только после того, как получено согласие с другой стороны. Именно потому, что такое согласие - предмет взаимного диалога, никто не спешит с обнародованием фамилии главы дипломатического представительства и не назначает посла за 24 часа.
Я с трудом вспомнил похожую ситуацию, когда президент СССР Михаил Горбачев наскоро подыскивал место для министра иностранных дел Бориса Панкина.
Панкин - один из немногих советских дипломатов, который отказался поддерживать ГКЧП и был после провала путча назначен министром, должен был в последние дни существования СССР уступить кресло главы дипломатического ведомства соратнику Горбачева Эдуарду Шеварднадзе. И Горбачев решил направить бывшего министра послом в Лондон. Но перед тем, как сообщить о своем решении, президент СССР позвонил премьер-министру Великобритании Джону Мейджору и заручился его публичным согласием. Публичным! И еще. СССР не воевал с Великобританией. И Панкин был дипломатом с большим опытом, а не силовиком, не подозревающим о существовании дипломатии.
То, что происходит сейчас - это не назначение посла. Это - унижение Украины. Если украинская сторона согласится с кандидатурой, которая публично обнародована Кремлем еще до получения согласия из Киева, то таким образом продемонстрирует - несмотря на войну и оккупацию части территории Украины, остаемся «союзной республикой», в которую можно направить любого генерал-губернатора. А если не согласится - это продемонстрирует «неуважение» к стремлению Москвы наладить «эффективную работу» дипломатического представительства. Проще говоря - превратить его в диверсионный центр, о необходимости создания которого публично говорят в ближайшем окружении путинского помощника Владислава Суркова.
Как мне кажется, второй вариант лучше. Если Москва хочет, чтобы в Киеве не было российского посла - как нет украинского посла в Москве - это ее дело. Но Украина - это не «банановая республика», которой можно просто сообщить, какого посла для нее выбрали в Кремле. Да и вообще: такие времена в международном праве давно закончились.
Михаил Бабич должен остаться дома.
Виталий Портников
Читайте v-n-zb в социальных сетях