Кто на самом деле держит руку на сырьевом вентиле в разгар крымского кризиса
Это у нас нет единого мнения о том, как и почему четверть века назад закончилась холодная война. В США же любой студент вам расскажет, что в свое время президент Рейган хитростью разорил «империю зла»: не просто втянул Советы в ненужную гонку вооружений, а еще и оставил кремлевских старцев без нефтедолларов, обрушив цены.
Поэтому, когда на этой неделе стало известно о том, что американцы распечатают стратегические запасы нефти, параллель сложилась сразу: «голубь» Обама решил сыграть в «ястреба» Рейгана и побряцать нефтяной бочкой.
Продадут пока всего ничего - 5 миллионов баррелей. Саудовская Аравия столько выкачивает за 10 часов. Но тут важнее сам жест: Вашингтон открывает «закрома» в третий раз за тридцать лет - до этого к такой крайней мере обращались накануне войны в заливе и во время недавнего кризиса в Ливии.
Рынок намек понял и тут же уронил цены на нефть - пока до 97 долларов.
Понятно, что стремительного падения цен на нефть, как «тогда», не допустят и сами американские нефтяники, но и их, и страны Персидского залива вполне устроили бы цены на уровне 70-80 долларов за бочку. Для России даже такое снижение станет катастрофой, которая пробьет незаполняемую брешь в бюджете.
Для этого достаточно снять санкции с Ирана, который над этим активно работает, и дождаться победы революции в Венесуэле, которую мы за событиями на Украине почти не заметили. Не говоря уже о росте добычи LTO (light tight oil, сланцевой нефти) в США: она уже сейчас меняет энергетический рынок в стране.
Трубопроводы, которые раньше гнали нефть с Мексиканского залива на Средний Запад, теперь работают в обратном направлении. Собственно, и решение о распечатывании запасов формально было объяснено желанием проверить, как теперь работают эти трубы.
* * *
Проблема в том, что российскому обывателю все эти рассуждения кажутся слишком умозрительными и фантастическими. Долгие годы у нас формировался миф о тотальной зависимости Запада от наших природных ресурсов, и теперь мы пребываем в уверенности, что это мы контролируем абстрактных «их», а не они - нас.
Это не совсем так.
Северная Америка не привязана к российской энергетике вообще никак. Более того, сжиженный газ и уже упомянутая сланцевая нефть позволяют сейчас американцам наращивать экспорт.
C Европой все несколько сложнее: картину нужно увидеть в целом. Реально от нас зависят преимущественно бывшие соцстраны, а не политические локомотивы Евросоюза. Если считать без стран, вступивших в ЕС после 2004 года, то на Россию приходится всего 26% импорта нефти и 33% газа, что чуть больше, чем у Норвегии. При этом после пика 2006 года потребление нефти в Западной Европе продолжает стремительно снижаться: уже сейчас оно упало до уровня восьмидесятых годов.
К тому же важно понимать торговые соотношения: Россия в торговле Европы - это меньше 10%, они же для нас - больше половины. Полномасштабная торговая война с европейцами для них будет означать всего лишь неприятности, для нас - крах экономики, который удвоится, если на него наложится искусственное понижение нефтяных цен, и утроится, если вступят в силу реальные санкции за Крым.
* * *
Да, слышать это неприятно. Осознавать, что Россия - сырьевой придаток Европы, которым Штаты могут манипулировать простой игрой на бирже, не хочется.
Куда как проще думать о России как об энергетической (хотя бы какой-то!) сверхдержаве, которая держит старушку Европу на коротком поводке и смело делает все, что хочет, на постсоветском пространстве. Например, присоединяет части соседних государств.
Проблема сейчас даже не в том, что об этом не знает большая часть общества. Проблема в том, что этого, кажется, не хочет знать сама власть. До недавнего времени казалось, что немногие оставшиеся независимые СМИ нужны российской элите, чтобы хоть так получать реальную информацию. Выходит, не нужны. Обойдутся пресловутыми папочками из Администрации президента.
Только вряд ли в этих папочках напишут, что за красивой Олимпиадой и вводом войск в сопредельное государство обычно следуют пустые полки в магазинах и талоны на продукты. «Сюрприз» будет.
"Сноб".
На facebook