ХУД. Е.В. МОШКОВ. МИРОПОМАЗАНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
К 225-ЛЕТИЮ НАПИСАНИЯ
В процессе просмотра номеров историко-литературного журнала «Русскiй Архивъ» за 1900 г. была давеча мною обнаружена небольшая заметка «ИЗЪ НЕДАВНЕЙ СТАРИНЫ» за подписью «И. Листовский». Речь в ней идет о «колоссальной картине работы Боровиковского», находившейся в Александро-Невской Лавре и полюбившейся императору Николаю Павловичу. Приведу ее здесь целиком.
Я обожаю творчество Боровиковского, помню, сколько радости доставило нахождение
трех икон его письма в славном городе Могилеве . Но кажется, автор заметки перепутал автора холста. «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны» было написано Евстафием (Евстифием, Евтихием) Васильевичем Мошковым (1760-1828) в 1795 г. Это полотно громадных размеров (268 х 392 см.) пребывает в Русском музее, в зале Антиков императрицы Марии Федоровны Михайловского замка. На сайте «Виртуальный Русский музей» есть его
описание. Поступила картина в музейное собрание именно из Александро-Невской Лавры в 1932 г.
О ее авторе известно немногое. Учился в Императорской Академии художеств у П.И. Соколова и И.А. Акимова, в 1797 г. получил звание академика исторической живописи за картину «Юпитер и Ганимед» (не сохранилась). Писал образа для Казанского собора, Александро-Невской лавры и Софийского собора в Царском Селе.
Давайте, еще раз посмотри внимательно на картину и вспомним судьбы ее героев в свете авторской находки.
«КАРТИНА ЭТА ЦѢННА СВОИМЪ ИСТОРИЧЕСКИМЪ СОДЕРЖАНIЕМЪ»
На холсте представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла Людвига, в православии нареченной Елизаветой Алексеевною.
С января 1793 г., когда было получено официальное согласие родителей принцессы Баденской на ее брак с вел. князем Александром Павловичем, она начала учиться русскому языку и догматам православной веры. Православие признает крещение в Лютеранской церкви, но требует совершение миропомазания над принимаемым. Во время таинства священник крестообразно помазует миром лоб, глаза, уши, ноздри, грудь, руки и ноги обращенного.
Церемония миропомазания состоялась 9 мая 1793 г. в день праздника свт. Николая Чудотворца. 10 мая Елизавету Алексеевну обручили с Александром Павловичем, а 28 сентября того же года сыграли свадьбу.
В центре картины - совершающий таинство митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил. Рядом императрица Екатерина Великая. Брак любимого, обожаемого внука был заветною ее мечтою в последние годы царствования. Она сама избрала ему невесту и спешила с браком царственного отрока, заботясь об упрочении будущей династии внука, которого, помимо прямого и законного наследника, намеревалась назначить своим преемником.
Справа стоят вел. князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и вел. княгиня Мария Федоровна.
Слева стоят светлейшие князья П.А. Зубов (в красном камзоле) и А.А. Безбородко, а также воспитатель старших сыновей Павла Петровича бар. А.Я. Будберг. Большинство персонажей написано художником с оригиналов И.-Б. Лампи Старшего.
Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, о чем уже неоднократно говорилось. Картина по сути демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент и незавидное место будущего императора Павла I.
По утверждению музейщиков, «Миропомазание» изначально
было написано для Александро-Невской лавры. А вот с этим можно поспорить. Гигантское полотно светского содержания весьма странный подарок Александро-Невскому монастырю (лаврой он стал только в 1797 г.). Картина, как следует из заметки, была подарена императором Павлом митрополиту Гавриилу. Павел I вступил на престол 6 (17) ноября 1796 г., значит она не менее года пребывала в одной из императорских или великокняжеских резиденций. Не думаю, что ее созерцание доставляло Павлу Петровичу большое удовольствие.
Далее начинаются загадки. Слева от её великокняжеской светлости и немного в глубине - восприемница, игуменья Новгородского Сыркова монастыря мать Евмения. По сути, крестная мать будущей императрицы. Сохранилось подробное описание церемониала в библиотеке дворца города Павловска (Русская старина, 1874; т. 9, №. 3, с. 514-523). Так вот, в нем она именуется своим светским именем - Александра Матвеевна Шубина. Почему?
Роль крестной матери слишком важна, чтобы исключить всякую оплошность.
Если не ошибаюсь, Екатерина II сама выбрала имя для будущей супруги своего внука в память императрицы Елизаветы Петровны. Но тогда упоминание фамилии Шубиных является весьма двусмысленным.
Вспомните красавца-офицера л.-гв. Семёновского полка Алексея Шубина (1707-1766), первого фаворита дочери Петра I, будущей императрицы Елизаветы, сосланного после пыток на Камчатку тайным указом Анны Иоанновны и насильно обвенчанного с камчадалкой. Царевна Елизавета любила исчезнувшего Алексея, о судьбе которого могла только догадываться. Даже собиралась с горя уйти в монастырь и сочиняла незатейливые стихи:
Когда друг не зрится,
Лучше б жизни лишиться.
Я не в своей мочи огнь утушить,
Сердцем я болею, да чем пособить,
Что всегда разлучно
И без тебя скучно,
Легче б тя не знати,
Нежель так страдать…
В 1741 г. Елизавета Петровна, взойдя на престол, приказала отыскать Шубина. После долгих поисков его привезли в Петербург летом 1743 г. «За невинное претерпение» он был произведён из прапорщиков сразу в генерал-майоры, награждён орденом Св. Александра Невского и пожалован вотчиной.
Была ли игуменья Евмения родственницей того самого Шубина - не знаю.
Полотно являет, наверное, главный аргумент в пользу легенды о том, что императрица Елизавета Алексеевна вслед за мужем решила уйти от мирской жизни, став затворницей Сыркова монастыря
Верой Молчальницей: её крестной матерью была игуменья новгородского Сыркова монастыря. Предположение о тождестве сырковской отшельницы и императрицы Е.А. сделал вел. кн. Николай Михайлович, хотя его тут же «опроверг» историк Е. Шумигорский, приведя версию с генеральской дочерью Верой Александровной Буткевич (без убедительных доказательств).
Вот что писал священник Сыркова монастыря о. Николай Грузинский («Русский архив» 1909 г.) о завещании Веры Молчальницы: «Она взяла два прутика и положила их на земле крестом, давая понять, что хотела бы быть захороненной здесь, рядом с могилой игуменьи Александры Шубиной, которая являлась крёстной матерью императрицы Елизаветы Алексеевны при переходе в православие».
Существует предание, что в 1848 г. Веру Молчальницу навестил император Николай I. Он общался с нею несколько часов за закрытыми дверями, её ответы ему заняли несколько листов бумаги. Уходя, государь поцеловал руку монахине. А её записи сжег в пламени лампады. Становится понятным интерес монарха к картине в Александро-Невской лавре, равно как и его нежелание делать ее общим достоянием.
Иной раз художник помимо своей воли становится провидцем: обратите внимание, как фигуры новгородского митрополита и новгородской же игуменьи окружают Елизавету Алексеевну и «экранируют» ее от остальных персонажей. Юная красавица на картине выглядит вдвое старше своих лет, худой и измождённой, будто прообраз иконы.
Сравните с ее портретом кисти Боровиковского, выполненном в том же 1795 году.
Я не поленился и приехал в начале октября в Сыркову пустынь, где не был ровно 10 лет.
Владимирский собор 1554 г. все в том же запустении, могилка Веры Молчальницы тоже практически не изменилась. Небольшой, но устойчивый поток паломников сюда не иссякает.
За ее надгробной плитой (снимок справа) две чудесные большие розы - белая и розовая, которые расцвели, как мне сказали, аккурат 30 сентября в день тезоименитства Веры.
«Сего утра ея вк-кая свѣтлость благовѣрная княжна Баденская в церковь выход имѣть изволила в русскомъ платьѣ, котораго верхъ былъ розоваго, а исподъ-белаго, шелковой матерiи, цвѣта».
Вот и не верь после этого в мистику.
Впрочем, «глубинный народ» для себя уже все решил и почитает в лице св. праведной Веры Новгородской (Молчальницы), официально не канонизированной, императрицу Елизавету Алексеевну. Созданы тропарь и молитва. Тем, кому эта тема интересна, советую посетить Сырково.