Остров Канонерский, он же Кошачий

Oct 05, 2020 17:46

ВО ВРЕМЕНА ПОСТ-АПОКАЛИПСИСА КАРАНТИНА



А ТАКЖЕ РАССКАЗ О ЛЕНИНГРАДСКОМ «ТИТАНИКЕ»
Говорят, лучшее средство о от осенней депрессии - кот! Если их два, это уже неиссякаемый источник счастья. В богоспасаемом Санкт-Петербурге есть целый Кошачий остров, о чем не все знают. Kissasaari, если перевести на финский. Именно так он и назывался в далекие времена, когда по мшистым, топким берегам/Чернели избы здесь и там,/ Приют убогого чухонца. В осьмнадцатом столетии остров передали Адмиралтейской коллегии и стал он Батарейным, потом за ним закрепилось название Канонерский. В разговоре - «Канонерка» или «Канары».
А для финнов он до сих пор kissasaari Pietarissa, и на современных картах наших соседей несложно обнаружить сей топоним. Вот пример.


Кажется, это еще одно подтверждение глубины корней питерского котолюбия. На Канонерке вас встретит едва ли не самый милый обитатель КотоПетербурга. Он в кепке, рубашке, широченных брюках и ботинках, вид имеет весьма независимый и как-то снисходительно-оценивающе смотрит на гостей. Кто изваял котейку, сие неведомо, зовут его просто Кот на камне, иногда величают Шкипером.


Некогда в школе было принято писать сочинения «Как я провел лето». А вот так: основательно исходил ножками Канонерку в мае-июне, позже друзей сюда привел. Когда 25 апреля альгвазилы сцапали милейшего Макса Леонидова за прогулку в парке с собачкой, стало ясно - пора на «Канары»!
И не один я такой умный, народ тут рыбку ловит, костерки-шашлычки, дикие пляжи, даже палатки, и всё в городской черте, в 15 мин. езды на маршрутке от метро «Балтийская». Затерянный мир, параллельный Петербург. Полоска суши длиной 5 км, шириной до 600 м. между заливом и Морским каналом, с постапокалиптическими видами после возведения эстакад ЗСД (платная автомагистраль в Питере, если кто не знает).

В октябрьское воскресенье вновь я посетил тот уголок земли, и глядел на залив, воспоминая с грустью иные берега, иные волны... Вторая, говорят, на подходе - надо срочно котика навестить!
В общем, привожу несколько своих летних и осенних фотографий Канонерки-2020 вперемешку, с минимальными комментариями.

Тем, кто дочитает до конца - бонус, забытая история 1926 г. о ленинградском «Титанике», пароходе «Буревестник». Когда-то даже песня о нем народом сложена была:

В узком заливе Морского канала
Тянется лентой изгиб...
Помнится гражданам место зловещее,
Где "Буревестник" погиб...

ФОТОПРОГУЛКА ПО КАНОНЕРКЕ
Попасть сюда можно через узкий подводный транспортный тоннель километровой длины. Строили его почти 13 лет методом «опускных секций», опыта такого строительства не было, и постоянно возникали разные проблемы. Даже не пытайтесь идти через него пешком или ехать на велосипеде, он для этого абсолютно не приспособлен.


На выходе вас встретит круглая площадь с автобусным кольцом, а посередине веселенький кораблик на фоне эстакады ЗСД, некошеной травы и фонарных столбов.


Справа бухта - Новая Канонерская гавань, а в ней сухие доки старинного судоремонтного завода (КСЗ, основан в 1883 г.).


Циклопическая двухъярусная эстакада ЗСД здесь просто подавляет пейзаж, картина напоминает нашествие марсиан.




Канонерку (К.) условно можно разделить на три части: на севере закрытая зона КСЗ, в центре жилой квартал на 4,5 тыс. чел. с огромным «пятном» гаражей и «дикая» зона на юге с узкой, обвалованной камнями косой, далеко выступающей в Финский залив. Она наиболее интересна, ничего подобного в СПб вы больше не найдете.

Единственное сохранившееся на К. дореволюционное здание. Стиль - модерн, нач. XX в., архитектор неизвестен.


Его занимает портовая контора с названием «Терминал Святого Петра». Апостол с ключами от рая тут замечен не был, а дом был жилым до 1969 г. Котэ обитает аккурат в здешнем дворе.
Лицевым фасадом дом выходит на набережную Морского канала, получившую в 2009 г. название Путиловской, в честь великого русского промышленника и инженера Николая Ивановича Путилова. Его 200-летний юбилей отмечается в этом году.






Набережная тянется до начала «дикой» зоны и открывает виды на все 4 грузовых района Большого порта СПб . Морских пешеходных набережных в СПб очень мало, говорят даже о «петербургской антитезе воды и камня». По Морскому каналу иногда следуют гигантские круизные лайнеры, океанские суда, и это по сути единственное место, откуда можно посмотреть на наш Большой порт. Для любителей флота тут настоящий клондайк.

Рядом с набережной симпатичный сквер и памятник канонерцам (1975 г.). Надпись, обращенная в сторону канала гласит: «Канонерцам воинам блокадникам труженикам».


ЗСД в этом месте проходит прямо над жилыми домами. Светопреставление и армагеддон.
Часть домов уже расселена и заколочена.




Что мешало про проектировании перенести эстакаду на 200 м. севернее и возвести ее над границей с КСЗ, где нет жилых зданий, а находятся разные заборы и буераки? Похоже, это вопрос в пустоту.


На другом берегу, обращенном к заливу, торчит загадочная одинокая труба посреди поросшего травой поля.


Ее на К. называют «адской». Долго и безуспешно я пытался понять, к чему она вообще подсоединена? Если кто знает, подскажите, пожалуйста!

Зато за ней начинаются дикие пляжи. Народ отдыхает.


Есть в «дикой зоне» и озеро. Весьма глубокое, до 25 м. Это бывший док-шлюз: площадка, где бетонировались секции Канонерского тоннеля. Отсюда они по каналу транспортировались к месту монтажа. Потом перемычку с Морским каналом ликвидировали.


Это озеро излюбленное место для семейного отдыха и шашлыков с лезгинкой (вариант - «русским шансоном») . Кучи мусора регулярно вычищают добрые люди. В «лихие 90-е», говорят, водоем успешно использовался для захоронения трупов.

Берег Морского канала на Канонерке, с десятками крошечных бухточек плотно освоили рыболовы-любители.


ПЕРЕНЕСЕМСЯ В ОСЕНЬ
Вот эта же самая публика с удочками на самом дальнем краю Канонерской косы.


Коса, она же Северная дамба, в одном из узких мест. Справа - залив, слева Морской канал.


Многоцелевой сухогруз и контейнеровоз Kethi следует по Морскому каналу в сторону Кронштадта.


«Золотые ворота» - условное название части Морского канала на входе в бассейны Морского порта СПб.


Палатка. Народ продолжает отдыхать, не глядя на дожди и похолодание.


Танк. Инсталляция на тропе. Дуло заткнуто букетом цветов, надписи какие-то странные: NO WAR, LOVE... Еще бы написали «Можем повторить».


Ужос, ужос! Похоже, рядом в кустах прячутся иноагенты и наймиты Госдепа.

Ну и вот оно, место зловещее, где в 1926 г. «Буревестник» погиб , и которое «помнится гражданам».


В день злополучный, отчалив от пристани,
Вышел в Кронштадт пароход.
Тихо качаясь и выправив корпус,
Стал развивать быстрый ход.

Тьма непроглядная путь заграждала,
Волны бежали вперед.
Часть пассажиров давно уже спала,
Вдруг раздается гудок...


КАК УТОНУЛ ЛЕНИНГРАДСКИЙ «ТИТАНИК»
На фото места гибели "Буревестника", приведенном выше, за Морским каналом просматриваются Лесной мол 3-его района порта и Нефтяной терминал (правее). Они были намыты позже, здесь в 1926 г. находился Хлебный мол. «Ленинградская правда» приводит схему катастрофы:


29 августа около 22 ч. пароход «Буревестник» направился по Морскому каналу в регулярный рейс из Ленинграда в Кронштадт. На его борту находились 404 пассажира и 11 членов экипажа. Навстречу шел немецкий пароход «Грета» (по другим данным - «Грейне»).
Около 22:30, при приближении к Хлебному молу, с командного мостика немцы заметили «Буревестник». В нарушение инструкции он шел, держась правой, а не левой стороны фарватера. С расстояния около версты «Грета» дала один короткий гудок, что значило «иду, держась справа». Но ответного сигнала с «Буревестника» не получила. Через минуту «Грета» повторила сигнал - и снова тишина.

Пытаясь избежать столкновения, германский капитан дал два коротких гудка «меняю курс влево». В этот момент на «Буревестнике» очнулись - пароход дал ответный сигнал и изменил курс. Суда разошлись в 100 метрах. И сразу же рулевой парохода Шилин в темноте увидел очертания берега, успев только крикнуть: «Капитан, впереди стенка!». Помощник капитана Храбунов остолбенел, находившийся около руля ученик-практикант предложил дать полный назад. Но было уже поздно. «Буревестник» на полном ходу ударился о мол. Раздался сильный, подобно орудийному выстрелу, удар о железобетонную стену.
Пассажиры попадали с ног, заплакали дети. Разорвалась носовая водонепроницаемая перегородка, и оттуда хлынул огромный фонтан воды. Около 20 чел. сумели выскочить на мол. На носу теснились желающие попасть на берег. В этот момент Храбунов, окончательно растерявшийся, отдал команду «Задний ход». И «Буревестник» стал отходить от мола.
Отойдя на 30-40 м., пароход остановился и стал тонуть. По словам очевидцев, стеной стоял плач женщин и детей. И тогда Храбунов просто покинул мостик, бросившись искать убежище на дымовой трубе. Бежал и рулевой Шилин, полное бездействие проявила вся команда. Пассажиры остались предоставленными сами себе: никто не раздавал спасательные круги, не объяснял, что с ними делать. Погасло электричество, паровая машина уже не действовала, и по воле ветра пароход развернуло параллельно дамбе. Началась паника. Пассажиры прыгали за борт друг на друга, получая травмы и захлебываясь.

«Ленинградская правда» писала, что пароход ушел на дно за 3 мин., Deutsche Allgemeine Zeitung- в течение 15 минут, а в телефонограмме в Наркомат путей сообщения сообщалось о получасе.
По официальной версии, в катастрофе погибло 65 чел., однако ряд экспертов находит эту цифру в несколько раз заниженной. На тот момент времени это была крупнейшая по числу жертв катастрофа гражданского парохода в невоенное время в СПб.

Самое интересное, что капитан судна Альвер Пийспанен в момент катастрофы отсыпался на берегу после большого бодуна.


Самый гуманный в мире суд, состоявшийся 8 ноября 1926 г., признал виновными капитана Пийспанена и его помощника Храбунова и приговорил каждого к 4 годам тюрьмы.
Сия история служит лишним подтверждением правоты древней матросской приметы: «несчастье постигнет корабль, которому сменили название». Пароход изначально назывался «Русь». Вот справка (источник):
"Колесный стальной безмачтовый однопалубный грузо-пассажирский пароход РУСЬ 1899 г. з- д. Soc.Anon. John Cockerill, Hoboken (бельг) стр №:388 для Пароходного Тов- ва. Заря, приписка Кронштадт № 28 ходил на рейсах Кронштадт - С-Пб, осени 1916 г. взят в БФ по военно- судовой повинности как портовое судно Кронштадтского порта, ходил по старой линии, 25.10.1917 г. перешел на сторону Сов.власти и привез отряд моряков из Кронштадта в Петроград. После сдачи весной 1918 г. Главоду стал БУРЕВЕСТНИК, после 1923 г. хозяин СЗРП - рейсы Ленинград -Кронштадт".

Пароход после подъема был сдан на слом и вскоре разобран. Неплохо было бы установить на К. монумент в память этой катастрофы, а лучше часовенку.

Авторские фото 2020 г.
Up