ЦЕРКОВЬ ХОРА В СТАМБУЛЕ СТАНОВИТСЯ МЕЧЕТЬЮ
Плохие вести приходят нынче из Стамбула. Вслед за собором Св.Софии будет
превращена в мечеть церковь монастыря Хора.
С 1948 г. она открыта для туристов как музей Карие. Здесь несравненной красоты мозаики и фрески, это самый, наверное, значительный памятник Византийской цивилизации после Айя-Софии.
То, что мозаики сохранились, иначе чем чудом не назовешь.
Они пережили захват КПля османами (Феодосиевы стены тут совсем рядом), их не сбили, когда Хора служила мечетью с 1511 по 1945 гг., просто замазали штукатуркой, словно законсервировали. Получить разрешение на раскрытие мозаик смог археолог Томас Уиттимор (1871-1950), основатель Византийского института Америки благодаря близкому знакомству с Мустафой Кемалем Ататюрком (он же убедил последнего сделать музеем Айя-Софию). Теперь ожидается, что византийские изображения будут закрыты. Кажется, время повернуло вспять.
Я поднял свои фото шестилетней давности. В далеком 2014-м удалось пешочком обойти половину Стамбула и всласть налюбоваться этой красотой. Некоторые тогдашние рефлексии в свете последних событий приобретают почти мистическую окраску.
ВЕЛИКИЙ ЛОГОФЕТ ГЕНИКОНА - 750 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
У входа в храм Хора в люнете экзонартекса (наружного притвора) нас встречает величественный мозаичный образ Спаса Вседержителя (Пантократора).
Надпись на мозаичном панно: IC XC Η ΧΏΡΑ ΤΩΝ ΖΏΝΤΩΝ. Эпитет «ХОРА ТОН ЗОНТОН» означает «Прибежище живых».
Двигаясь дальше, перед входом в основной объем храма мы увидим еще один мозаичный портрет Христа с тем же эпитетом (фото в заголовке поста). Но здесь перед восседающим на троне Спасом - коленопреклоненная фигура ктитора (дарителя, спонсора), преподносящая Ему маленькую модель церкви Хоры. Вот портрет ктитора крупным планом.
Кто этот богатый турок в шелковом халате и огромном полосатом тюрбане, подносящий православную церковь Христу. Что это может означать?
Фигура дарителя подписана: «Ктитор, логофет геникона Феодор Метохит». Это явно ромей, не турок. Я тогда практически ничего не знал об истории Хоры.
Логофет - высший чиновник в Византии, логофет геникона - это что-то вроде министра финансов. Феодор Метохит (1270-1332) был близким другом императора Андроника II и де-факто премьер-министром. А еще ученым, писателем, поэтом, тонким знатоком античной литературы и философии. «Метохит стал несметно богат, выдав дочь за императорского племянника и и сделался самым влиятельным человеком империи,- пишет С.А. Иванов («В поисках Константинополя»). Проводя день в гуще придворных интриг, ночи он посвящал чтению и сочинительству. Современники называли его "ходячей библиотекой". Он занимался философией и астрономией, писал архаичные стихи и комментировал древних авторов. От него дошло множество сочинений, далеко не полностью опубликованных».
Метохит покровительствовал монастырю Хора, и в 1316-1321 гг. по его заказу были созданы мозаики. Мы не знаем имен мастеров, их выложивших. Но на них «лежит печать изысканного вкуса их заказчика, великого логофета Феодора Метохита, являвшегося одним из культурнейших и образованнейших византийцев XIV века» (В.Н. Лазарев). Последние годы своей жизни Метохит, впавший в немилость у нового императора Андроника III, провёл в монастыре Хора простым монахом, тут же он и был похоронен.
Почему он в турецком тюрбане? «Византия не стыдилась подражать неприятелю: там ведь и молельные коврики были в ходу - подсмотрели у мусульман». В этом году исполняется 750 лет со дня рождения Феодора Метохита. Изобразил он себя перед Вседержителем в мусульманском одеянии, вот и получил «подарок» к своему юбилею.
Интересно, что в истории падения Византии есть еще один эпизод, связанный с тюрбаном.
Лука Нотарас (Λουκάς Νοταράς, ? - 1453) - последний великий дука (главнокомандующий флотом) и де-факто премьер-министр возглавлял так называемую «турецкую партию», выступая за вхождение того, что еще оставалось от Византии, в тесную связь с растущей Османской Турцией. Он выполнял важные диппоручения императоров Иоанна VIII и Константина XI и одновременно вел дела с итальянскими компаниями, хранил деньги в итальянских банках. В общем, увлекался «евразийством». Имел гражданство Венеции и Генуи, будучи ярым противником церковной унии с Римом.
Византийский историк Михаил Дука (1400-?) приводит знаменитую фразу Нотараса, которую тот произнес, когда бесчисленные турецкие армии окружили КПль:
«Я лучше буду видеть турецкий тюрбан, царствующий в Городе, чем латинскую митру».
При осаде города Лука Нотарас участвовал в морских сражениях против османского флота. Вместе с немецким инженером Иоганессом Грантом он руководил подкопной войной против турецких саперов. В конце осады командовал небольшим отрядом византийцев. «Когда Великий Дука, который охранял Имперские Врата с пятью ста отрядами, увидел турок пришедших на его место - он покинул оборону Врат и с несколькими отступил к собственному дому»,- пишет историк.
После взятия города, во время всеобщего мятежа султан Мехмед II сделал Нотараса губернатором. Но по османскому обычаю получивший такую милость, обязан был подарить в гарем султана одну из своих дочерей, а при их отсутствии - одного из сыновей. У Луки было три сына, причем двое старших погибли, сражаясь на стенах города с турками, а младший был жив, к тому же отличался тонкой красотой. Вот за ним-то Мехмед II и послал в дом Нотараса своего евнуха, дабы тот забрал юношу для утех султана.
Лука Нотарас безуспешно пытался объяснить, что у христиан такое не принято. В итоге по приказу султана Луке и его сыну «за дерзость и неблагодарность» отрезали головы. Имущество Нотараса было конфисковано турками, а его жена была продана в рабство. Восток - дело тонкое.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Выкладываю несколько своих фоток мозаик и фресок Хоры, не претендуя на какую-либо полноту. Их изображений в сети множество, интересующимся рекомендую монографию В.Н. Лазарева
«История византийской живописи» . Есть вероятность, что скоро мы всего этого не увидим.
Большой Деисус на стене нартекса. Христу и Богородице предстоят Исаак Комнин и Мария Палеологиня, дочь Михаила VIII в облачении монахини.
Сюжеты из жизни Богородицы на куполах компартиментов нартекса.
Мозаики сводов и северного купола внутреннего нартекса.
Благовещенье (?)
Первоверховные апостолы Петр и Павел.
Сошествие во ад. Фреска в апсиде южного придела.
Фресковая роспись купола южного придела.
Минарет. Был пристроен к церкви в 1511 г. Великим Визирем Хадымом Али-Пашой.
Авторские фото 2014 г.