Художник Николай Каразин (1842-1908)

May 10, 2020 20:21

И ИМПЕРАТОРСКАЯ КАРТОЧНАЯ ФАБРИКА



Никольское кладбище Александро-Невской лавры, некогда один из самых дорогих и престижных некрополей столицы, ныне имеет вид запущенный и печальный. Его начали разорять еще с 1920-х гг., большевики в местной церкви даже установили печь для сжигания трупов. Сохранился некрополь, во многом благодаря погребению в 1978 г. почившего в Ватикане митрополита Никодима (Ротова) да ряда современных крупных чиновников и бизнесменов. Уже совсем величественные их наследники сюда периодически заезжают, а пройдешь 50 м в сторону от ухоженных мест - ободранные памятники, взломанные склепы и разруха. Сейчас кладбище и вовсе закрыто на замок.

К числу самых неухоженных можно отнести надгробие Николая Николаевича Каразина, художника-баталиста, писателя, участника Среднеазиатских походов 1867-1870 гг., Сербско-турецкой и Русско-турецкой войн 1877-1878 гг.




Похоронили его здесь в 1908 г. с воинскими почестями. Описание монумента есть в приложении к журналу «Огонек» № 6 за 1910 г.: «Очень красивый по своей форме памятник сооружен из скалы красного гранита, на которой находятся бронзовый барельеф Н.Н. Каразина, палитра, перо и автограф покойного. Памятник сделан по проекту архитекторов Е.С. Павлова и А.М. Эйзена». Фотографий или иллюстраций тех времен мне найти не удалось, судьба барельефа, креста и прочих металлических частей надгробия всем понятна.

Николай Каразин (далее - Н.К.) происходил из болгарского рода Караджи (был его последним представителем в мужском колене), приходился прапраправнуком архиепископу Софийскому Григорию Караджи, переселившемуся в Россию в 1713 г., сын которого Александр вступил в русскую воинскую службу при Петре Великом. Дед художника - Василий Назарович Каразин (1773-1842) был основателем Харьковского университета (1805), одним из учредителей Министерства народного просвещения Российской империи (1802).


Н.К. оставил нам огромное наследие: тысячи картин и рисунков, 20-томное собрание сочинений (романы, повести, рассказы, военные корреспонденции). Он проиллюстрировал (свыше 700 рисунков) роскошный трехтомник «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича», составленный князем Э.Э. Ухтомским и отпечатанный в 1893-1897 гг. в издательстве Ф.А. Брокгауза.

В 2011 г. автор этих строк опубликовал блог, посвященный альбому акварелей Н.К. из жизни Сибирского казачьего войска, поднесенному Цесаревичу Николаю Александровичу в июле 1891 г. во время его пребывания в Омске. Ссылки не даю, так как все рисунки и авторские фото в этом блоге были уничтожены (это не выкрутасы Фотобакета и т. п. хостингов, изображения находились на Гугль-пикасе).
Тут стоит вспомнить слова самого Н.К.: «Счастье зависит от нас самих потому, что для счастья надо только уметь других делать счастливыми. Кто это может, тот и сам будет настолько силен снести все удары судьбы, а значит, и счастлив». Блог этот я обязательно восстановлю, а пока приведу одну из акварелей из альбома Цесаревича.


Художникъ Н.Н. Каразинъ. Казаки при постройкѣ линейныхъ крѣпостей. Взято ОТСЮДА

Н.К., имевший славу первого в России акварелиста и лучшего рисовальщика-иллюстратора, создал и первые в России художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Евгении.


Но сейчас хочется рассказать о другой стороне таланта живописца. Н.К. был автором эскизов первой русской национальной колоды игральных карт.
120 лет назад на обложке журнала «Огонекъ» появилось их изображение с подписью «Новыя русскiя карты» (оно в заголовке поста).

АЗАРТ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
А в ненастные дни
Собирались они
Часто.
Гнули, мать их ети!
От пятидесяти
На сто.

И выигрывали
И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни
Занимались они
Делом. (© НАШЕ ВСЁ, 1828)

Многие ли петербуржцы знают, что в нашем городе у метро «Пролетарская» есть Карточный переулок? Точнее был, а сейчас со строительством монструозного ЖК «Молодежный» в виде подковы он стал внутриквартальным проездом, связывающим пр. Обуховской Обороны (д. №108) с берегом Невы, находящемся в первозданном состоянии.




Этот топоним даже собираются восстановить. Переулок получил название по Императорской карточной фабрике, почти полностью снесенной в 2007 г. От нее остался главный производственный корпус (1867-1869 гг.), выходящий лицевым фасадом на Неву, - он сейчас стоит в заброшенном виде за забором.


Фабрика была поначалу частью существовавшей с 1798 г. Императорской Александровской мануфактуры, славившейся своими тканями на всю Европу. Для производства игральных карт требовалась особая бумага, которую изготавливали из отходов высококачественных тканей. Но зачем же понадобилось устраивать в столице целую карточную фабрику?

В Россию карты пришли из Европы в начале XVII в. и распространились подобно коронавирусу эпидемии. Уже в Соборном уложении 1649 г. картежников велено было «бить в батоги» и даже «смертию казнить», поелику проигрывались не только крупные суммы, но даже поместья, жены и дети. С XVIII в. было разрешено играть «по малой» при дворе и в клубах.
Привозимых карт не хватало, у игроков существовало правило начинать игру с новой колоды, так что запасались целыми ящиками карт. При Екатерине II в России стали появляться частные карточные фабрики. Уже с 1765 г. все импортируемые и производимые карты стали облагаться налогом в пользу Воспитательных домов.
В 1817 г. было решено ввести госмонополию на производство игральных карт. В специальном Положении, подписанном Александром I по записке его матери императрицы Марии Федоровны, отмечалось: «С уничтожением впредь карточных частных фабрик и откупов предоставляется одному Воспитательному дому производство карточного изделья и продажи игральных карт; равномерно польские кампии, тарок, гадательные, детские и тому подобные, где в какой провинции какие употребляются».

Императорская карточная фабрика начала выпуск продукции в 1819 г., за который было выпущено 20 тыс. колод. Спустя полвека те же 20 тыс. колод производили за день. Гербовая карта - бубновый туз - имела эмблему Императорского воспитательного дома, пеликана, кормящего птенцов собственной плотью. Отсюда пошло крылатое выражение XIX в. для обозначения игры в карты - «трудиться для пользы Императорского воспитательного дома». Прочтите, к примеру, замечательный рассказ Николая Лескова «Интересные мужчины» . Карточная фабрика дожила аж до 2006 г. с рядом переименований, последнее - в 1967 г. (Комбинат цветной печати); интересно, что при этом сохранилась эмблема в виде пеликана.


Вернемся в XIX в. Комиссия парижской всемирной выставки в 1858 г. отмечала, что выделка русских карт «доведена до высшей степени совершенства». С 1860-х гг. значительно расширился их ассортимент: стали выпускаться карты уменьшенного размера, пасьянсные, дорожные, детские, гадательные. Было принято решение об обновлении карточных «ликов». Разработку новых рисунков доверили академику живописи А.И. Шарлеманю. Он создал 4 проекта новых игральных карт, одни из которых под названием «Атласные» благополучно дожили до наших дней.









Однако Шарлемань фактически лишь переработал карточные рисунки XVII-XVIII вв., имевшие первоосновой так называемую «северо-немецкую картинку». Остается удивляться, что за полтора века в Российской империи не пытались выпустить сверхпопулярные игральные карты в национальном духе. Первая подобная попытка была предпринята Каразиным.

«НОВЫЯ РУССКIЯ КАРТЫ»
В 1897 г. Императорская карточная фабрика начала выпускать игральные карты «Высший сорт» по эскизам Н.К. Они получили неофициальное название «Исторические», художник разработал их стиль, используя национальные образы народностей, населявших Российскую империю.
Не откажу себе в удовольствии привести фрагменты описания карт из заметки в «Огоньке» 1900 г. в дореформенной орфографии и с современными фотоиллюстрациями.

Карточная фабрика Императорскаго Воспитательнаго Дома только что выпустила пока въ ограниченномъ количествѣ новыя карты, которые можно назвать - нацiональными. На картахъ изображены художественно исполненные портреты представителей четырехъ нацiональностей, входящихъ въ составъ Русской Имперiи.<...>
Для червей выбрано великорусское племя. На тузѣ, кромѣ «очка масти», изображенъ орелъ и хлѣбный колосъ. Король - пожилой бояринъ, въ роскошной древне-боярской одежде. Дама - русская боярыня в роскошномъ одѣянiи, съ приподнятой фатой. Валетъ - молодой царский сокольничий въ роскошной одеждѣ съ орлами на груди и спинѣ.









Для бубенъ выбрана польская нацiональность. На тузѣ изображены латы и шлемъ. По обѣимъ сторонамъ шлема два птичьихъ крыла. Король - старый съ длинной сѣдой бородой полякъ. Дама - молоденькая, красивая полька, въ нацiональномъ костюмѣ, съ лукавой улыбкой на хорошенькомъ личикѣ, смотрящаяся въ круглое ручное зеркало. Валетъ - молодой полякъ, в нацiональном же костюме, лихо подбоченившийся, съ дымящейся трубкой въ зубахъ.









Для трефовой масти выбрана малороссiйская нацiональность. На тузе изображены: малороссiйская шапка, сабля и булава на щитѣ и трефовое «очко». Король - старый, съ огромными сѣдыми усами, малороссъ, въ громадной овчинной шапке, съ булавой въ рукахъ, одѣтый въ малороссiйскую рубашку съ накинутой на плечи шубой. Дама-малороссiянка, одѣтая въ яркий народный костюмъ. Валетъ - малороссiйскiй «парубокъ» въ нацiональномъ малороссiйскомъ костюме, въ смушковой шапке, со сложенной косой на плече.









Для пикъ выбрана киргизская или башкирская нацiональность. На тузѣ, помимо «очка», изображена островерхая калмыцкая шапка, лукъ и кинжалъ. Король - старый киргизъ въ нацiональной шапкѣ, съ булавой въ рукахъ. Даму замѣняетъ молодая красавица-татарка съ зеленымъ попугаемъ въ рукахъ. Валетъ- молодой татаринъ въ расшитой тюбетейкѣ. Въ рукахъ у него оригинальный подносъ, на которомъ стоитъ высокiй узкогорлый кувшинъ и стаканъ.









На оборотной сторонѣ картъ изображены летящiе ласточки на голубомъ и розовомъ фонахъ. Другихъ фоновъ пока еще нѣтъ. Исполнены рисунки на картахъ по оригиналу художника Н.Н. Каразина. В составъ этихъ рисунковъ входятъ 24 краски (14 на лицевое изображенiе и 10 на оборотную сторону). Края во всехъ картахъ закруглены для большей прочности.





Каразинские карты ИМХО являются самыми симпатичными и неординарными изо всех виденных. Не слишком понятно объединение весьма разных народов для представления пиковой масти, но красавица-татарка Дама пик хороша! Сулит роковые страсти и совсем не похожа на всеми любимую Чулпан-Зулейху.
Карты эти, к сожалению, не получили широкого распространения.

Зато после них разработчиков российских карточных новаций будто «прорвало». В 1911 г. появился «Русский стиль» (по эскизам, как ни странно, художников немецкой фабрики Дондорф во Франкфурте-на-Майне) на основе фотографий благотворительного императорского бала 1903 г. Выпуск этих карт приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых. Именно они до сих пор остаются наиболее популярными в России.
Позже появились «Славянские», декадентский «Новый стиль», еще одни «Исторические», «Палех», «Донские».

ОБНОВЛЕННЫЕ ВАЛЕТЫ
Творческий опыт Н.К. попытались воспроизвести при Советах в 1929 г. Государственная карточная монополия выпустила карты «Народности СССР». То, что было уместным в Российской империи, привело к курьезным результатам, о чем повествует фельетон Ильи Ильфа «Обновлённые валеты», опубликованный без подписи в журнале «Чудак» за 1929 г., № 49.
«...Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме.
Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - белорус в бараньей шапке.<...>
Остальные фигуры подстать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чалму), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз)».
Прочесть фельетон целиком можно ТУТ.

Неполиткорректная колода была оперативно снята с производства, во многом благодаря помянутому фельетону. Чудом сохранившийся единственный ее экземпляр находится в Музее игральных карт Петергофа.
И, честно говоря, жаль. Карты «Народности СССР» выполнены на весьма высоком художественном уровне и предполагают наличие у игроков хорошего чувства юмора. Имени их автора мы, наверное, уже не узнаем. Привожу только фигуры бубновой масти.


Остальных обновленных Советами валетов-дам-королей можно увидеть ЗДЕСЬ

Все изображения заимствованы из открытых источников сети. Авторские фото 2011 и 2020 гг.
Up