И В ДРУГИЕ СУДЬБОНОСНЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА МОМЕНТЫ
Хендрик Голциус (Hendrick Goltzius, 1558-1617) - нидерландский художник, рисовальщик и гравер, представитель раннего барокко или северного маньеризма. При жизни был он крайне популярен, собрал тусовку художников-маньеристов - «Харлемскую Академию», занимавшуюся рисованием с обнаженной модели, изучением человеческого тела и составлением аллегорических композиций на мифологические темы. Страдал, как говорят, меланхолией, сменяющейся периодами небывалого душевного подъёма. В один из таких периодов 1616 года написал картину «Грехопадение» (в заголовке поста), находящуюся в Национальной галерее искусств Вашингтона.
Я впервые увидел это полотно в
очерке френда
virginian и был просто восхищен. Изображен критический этап, момент передачи Евой Адаму рокового яблока. И до чего же хорош библейский «змей» - Нахаш с гламурной человеческой головкой!
Похож на Киселева в парике кого-то из телеведущих.
Справа козлы не слишком веселого вида (погонят скоро из рая, быть им козлами отпущения, Фрэнком и пр.). А рядом с Адамом котэ.
Пишут в сети, что он похож на мем
Serious Cat и является «символом дьявола-губителя, а также хищнических замашек Евы».
«Не верю!» - сказал бы Станиславский. Вглядитесь в его (котэ) лицо. Ну какой губитель с такими честными и умными глазами... кажется, он знает, чем все это кончится, и надо готовить себе теплое местечко.
Может быть, котэ случайно оказался у ног прародителей среди бесчисленных зверей Сада Эдена?
Давайте, проверим, благо несложно: в Эрмитаже есть другая версия картины «Грехопадение» того же автора.
Хендрик Голциус. Адам и Ева (Грехопадение). 1608, дерево, масло
Краски сильно потемнели. А кто там выглядывает из-за правой ножки праматери-Евы, растопыривая когтистую пятерню?
В
пояснении к этой картине опять-таки читаем: «Кошка у ног Евы - символ дьявола, поджидающего душу грешника, чтобы погубить ее».
Полноте, слишком много дьявола для одного сюжета: котэ, змей, козел... Все-таки Адам и Ева - это первые люди, давшие жизнь на земле, а изгнание из рая - точка отсчёта земной истории.
Гравюра Х. Голциуса (1579) из Британского музея. Котэ на привычном месте.
А это Альбрехт Дюрер (1504) оттуда же. То же.
Только тут котэ уже не символ злого духа, а всего лишь
«олицетворяет холерический темперамент». Нету, нету согласия в толкователях!
Корнелиус ван Харлем. Грехопадение (1592). Государственный музей, Амстердам
Котэ и тут присутствует, трогательно обнялся с обезьянкой.
ПЕРЕЙДЕМ К ДРУГИМ БИБЛЕЙСКИМ СЮЖЕТАМ
Иероним Босх. Сад земных наслаждений (триптих). Смотрим фрагмент левой створки.
Всевышний представляет Еву слегка ошарашенному Адаму в Раю. Не совсем безмятежном и мирном. Котэ слева уносит в зубах даже не мыша, а какую-то земноводную гадость (аллегория тоски и дурных мыслей?). Иллюстрация способностей котэ к утешению и лечению?
Благовещение Реканати, худ. Лоренцо Лотто (1534)
Благовещение, худ. Ян де Беер (1520)
Мадонна со св. Иосифом, Иоанном Крестителем и котом, худ. Фредерико Бароччи (ок. 1575).
Брак в Кане Галилейской, худ. Паоло Веронезе, XVI в.
Тайная вечеря, худ. Леандро Бассано (XVI в.).
Ужин в Эммаусе, худ. Якопо Бассано (1538).
Разбавим этот ряд современной живописью. Яцек Йерка (р. 1952) - современный польский художник-сюрреалист. «Между раем и адом».
А теперь самое интересное: котэ ни разу не упоминается в тексте Библии!
Есть лев, барс, рысь и т.д., а кота будто и не существует. Объяснения этого феномена в сети имеются, но они мало вразумительны.
Как сочетать это с «вездесущностью» котэ в библейских сюжетах живописи - не знаю. ЗАГАДКА.
«Не всяко слово в строку пишется». Сдается мне, что котэ - это особые существа, поставленные нам Всевышним в качестве «смотрящих».
Домашний дух иль божество,
Всех судит этот идол вещий,
И кажется, что наши вещи -
Хозяйство личное его.
Его зрачков огонь зеленый
Моим сознаньем овладел.
Я отвернуться захотел,
Но замечаю удивленно,
Что сам вовнутрь себя глядел,
Что в пристальности глаз зеркальных,
Опаловых и вертикальных,
Читаю собственный удел. (© Ш.Б.)
Так что, друзья, ласкайте, гладьте, целуйте и ублажайте своих котегов! Они много чего смогут рассказать Шефу в грядущей Большой Разборке.
ЛЮБОВНИКИ МОЕЙ ЖЕНЫ
Спустимся теперь с сакральных высот в нашу «юдоль плачевну». Это полотно австрийского художника Карла Калера (1855-1906) называется My Wife’s Lovers.
Картина была написана в 1891-1893 гг. по заказу американской миллионерши Кейт Бердселл Джонсон, название придумал ее муж Роберт. Сия особа захотела увековечить своих любимцев на огромном холсте. В ее особняке в Калифорнии обитало более 300 котегов, но лишь 42 из них были удостоены чести остаться в истории. Это самое большое в мире полотно с изображением котэ.
В 2015 г. картина весом в 100 кг. и размерами 2,6 метра в длину на 1,8 метра в высоту была продана за 826 тыс. USD покупателю, пожелавшему остаться неизвестным.
ИСТОЧНИК