В конце декабря в моем ЖЖ появился
пост о фильме Анны Меликян "Про любовь". Если кому-то лень перечитывать, то выжимка: мне подобное кино чуждо (пришлось сходить за компанию), потому что слишком пошло, слишком натурально и с концентрацией всей грязи мира как физической, так и духовной. И тут читаю на
kp.ru, что ленте (которая к моему удивлению оказалась комедией!) присуждают одну из самых престижных кинопремий страны - "Золотой орел" в номинации "Лучший фильм года". Такое решение заставило задуматься - для чего сейчас вообще нужно кино?
Да, в советское время тоже были комедии. Но шутки были не "чисто поржать", а высмеивались пороки человека. Хотя бы навскидку картины, которые на слуху (точнее на виду), которые многие точно смотрели - "Бриллиантовая рука", "Невероятные приключения итальянцев в России" - показана алчность, "Иван Васильевич меняет профессию" - то, что в сейчас можно было бы назвать "в шоу-бизнес через постель", в разных фильмах про Шурика осуждается пьянство.
И про любовь кино тоже было. Вот только что/кого не любили бы герои - женщину, Родину или боевых товарищей ("В бой идут одни старики", "Офицеры", "Мачеха" - опять же навскидку из того, что мне нравится) - любовь эта была чистой и в первую очередь была основана на преданности, уважении и готовности отдать все за то, что дорого: "Счастье мое трудное, на тебя согласна я" (это из "Мачехи" как раз). Над отношениями работали, их выстраивали, ими дорожили и старались сохранять до последнего. В фильме "Про любовь" парень встречается с двумя девушками. Скандал, пакости, потом их совместная попойка до такого состояния, что дамы оказываются вдвоем в постели и зовут кавалера присоединиться к ним. Оригинальный пример для подражания, ничего не скажешь.
Хотя... А автор вообще хотела давать этот пример? Я вот перебираю в голове современные фильмы и понимаю (нет, весь кинематограф огульно я не обвиняю и не хороню), что акцент все чаще делается на зрелищность, красивую картинку и просто копирование реальности, без попытки ее как-то осмыслить, объяснить и чему-то научить.
В старых черно-белых фильмах не было всех этих спецэффектов, кадры прыгали на склейке, но так вместе с ними и сердце прыгало, от переживания за главных героев, от осознания важности поднятых тем, от переосмысления своих каких-то действий. А сейчас сердце если и подпрыгивает, то от внезапного стука об пол пульта, вывалившегося из рук...