Во время беседы с
УНН Раду Поклитару рассказал о ситуации с театром, о любви к Киеву, современном танце и о том, как происходит отбор в труппу "Киев Модерн-балета".
Единственный в Украине стационарный театр современного танца “Киев Модерн-балет” сейчас балансирует на грани закрытия. Отсутствие меценатской и государственной поддержки привели к тому, что члены труппы вынуждены покидать балет из-за низкой зарплаты и невозможности оплачивать свое проживание в Киеве. Понимая, что поддержка могла бы спасти театр от закрытия, главный хореограф балета Раду Поклитару 17 мая обратился в Минкультуры с просьбой о предоставлении театру статуса “национального”. Однако, 21 июня поступил факс от Министерства культуры, в котором театру отказали в предоставлении этого статуса. В середине июля за театр попытался вступиться народный депутат Виктор Янукович, который написал запрос на имя министра культуры Украины Леонида Новохатько с предложением пересмотреть принятое решение. Однако, 24 июля министр культуры Леонид Новохатько, комментируя запрос руководителя театра “Киев модерн-балет” Раду Поклитару, отметил, что частному театру нужно стать муниципальным или государственным, чтобы претендовать на статус национального.
Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда стороны договорились об альтернативном способе господдержки - создании Центра современной хореографии. На момент публикации интервью министерство культуры готовит письмо-обращение к председателю КГГА Александру Попову с предложением создать Центр современной хореографии им. Раду Поклитару на базе Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.
Для широкой общественности имя Раду Поклитару ассоциируется с телепроектом “Танцуют все”, однако, благодаря последним событиям украинцы узнали, что кроме судейства в танцевальном шоу вы возглавляете театр современного танца “Киев Модерн-балет”. Как появился ваш театр?
Я прекрасно понимаю, что телевизионная аудитория - она в любом случае гораздо больше театральной - это факт, и ничего страшного в этом нет. Я точно знаю, что моя профильная деятельность не телевидение. Телевидение для меня - это способ популяризации дела всей моей жизни - современного танца. Мое пребывание в жюри “Танцуют все” и других телепроектах - это просто один из способов заманить публику на наши спектакли.
Театр “Киев Модерн-балет” был основан в 2006 году по инициативе мецената Владимира Филиппова, это была его идея, и первые годы мы жили только на деньги нашего мецената. К сожалению, наступил 2008 год, финансовая ситуация в стране ухудшилась, и наш меценат не смог нас дальше поддерживать.
Театр “Киев Модерн-балет” на сегодняшний день - это единственный репертуарный театр в Украине, который специализируется на современном танце.
За те семь лет, на протяжении которых существует театр, было создано 14 спектаклей. Мы танцевали в Мариинском театре на фестивале маэстро Гергиева “Новые горизонты”, мы представляли нашу страну на фестивале в Биаррице, в Китае мы сопровождали визит нашего Президента своим “Щелкунчиком”. Мы можем представить себе нашу страну, как страну, которая всем известна не только своим замечательным народным танцем и пением, но и как страну, которая генерирует современное, передовое искусство: мы не только ансамбль Вирского и хор Веревки, мы можем показывать концептуальный современный танец.
Существуют ли в Украине фестивали современного танца?
Из украинских фестивалей мы неоднократно принимали участие в фестивале “Гоголь-фест”, ведь этот фестиваль посвящен современному искусству и, соответственно, является профильным для нас. И, в принципе, в Украине - все.
Аудитория тех, кто предпочитает классический балет, и ваша аудитория как-то пересекаются или все же это разные люди?
Я думаю, что здесь нет никаких правил. Полные залы на наших спектаклях в Киеве - это свидетельство того, что наше искусство нужно. В Харькове за полтора месяца нельзя купить билеты на наши спектакли, и это притом, что рядом висят афиши Стаса Михайлова и других поп-исполнителей ...
И как вы это объясняете? Вам нет альтернативы?
На нашей ниве ну просто нет альтернативы. Мы монополисты. Альтернатива нам - гастролеры. Но на самом деле это тоненький ручеек в гастрольном русле, которое бушует в нашей стране ...
И все же. Вы единственный в Украине стационарный театр современного балета, и, возможно, именно этим можно объяснить переполненные залы?
Не хотел бы думать, что только потому ...
Расскажите подробнее о ситуации, в которой оказался “Киев Модерн-балет”? Что же произошло?
После того, как Владимир Филиппов перестал финансировать наш театр, Светлана Ивановна Зорина, начальник департамента культуры г. Киев, нашла возможность принять всех артистов театра “Киев Модерн-балет” в этот замечательный театр, где мы сейчас с вами находимся (Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества), и мы создали там наше подразделение. Муниципальные зарплаты артистов “Киев Модерн-балета”, как вы понимаете, такие же, как и остальных сотрудников театра, на них совершенно невозможно прожить в Киеве.
Каковы эти зарплаты, если не секрет?
Зарплата около 3 тыс. гривен. В театре работают артисты со всей страны - из Керчи, из Ровно и т.д. И 3 тыс. гривен в Киеве - прожить плюс снять себе жилье. Вы прекрасно понимаете, что это невозможно. Ребята действительно терпели очень долго. Я им безмерно благодарен, потому что творческая составляющая в нашей труппе - это самое главное, но, тем не менее, мы должны понимать, что мы все живем в реалиях современной жизни. И никто в супермаркете тебе просто так продукты не отдает. И наступил момент, когда я узнал, что из театра из 21 человека уходят 9 именно из-за невозможности прожить на эти зарплаты.
Какими были ваши дальнейшие действия?
Я написал письмо на имя министра культуры господина Новохатько с просьбой решить эту проблему. Один из вариантов решения этой проблемы - это предоставление совершенно уникальному театральному коллективу, аналогов которому нет в этой стране, статуса национального театра современной хореографии. Ответа не было. Я попросился на прием. На прием меня не записали. Взяли мои контактные данные, а дальше - тишина. Я организовал проведение пресс-конференции накануне премьеры спектакля “Лебединое озеро” 21 июня для того, чтобы озвучить эту ситуацию и объявить, что, учитывая количество артистов, которые были вынуждены уйти, нам придется закрыть театр. Во время пресс-конференции пришел ответ по факсу от министерства культуры, датированный задним числом. И нам объяснили, почему статус национального получить для театра невозможно.
При этом предоставление театру статуса национального - не единственный выход из данной ситуации. Существует огромное количество вариантов, которые помогут сохранить этот театральный коллектив. Это может быть создание центра современной хореографии. Огромное количество вариантов, главное, чтобы на это была политическая и человеческая воля. Если такая воля будет, то 1 сентября, вместо слов артистам: “Ребята, мы заканчиваем свою работу”, я скажу: “У нас все хорошо, мы продолжаем, мы живем в этой стране, в этом городе, мы создаем представления, собираем полные залы, и снова будем видеть глаза своих зрителей, которые стоя аплодируют после каждого спектакля”. Я очень надеюсь на такое решение этой проблемы.
Как известно, Виктор Янукович-младший выступил в вашу защиту. Были ли у вас с ним личные контакты или все осталось на уровне его пожеланий, деклараций?
Жизнь дарит нам много неожиданностей, и очень мало приятных неожиданностей. Это была приятная неожиданность. Я сам лично с Виктором Януковичем не знаком. Когда мне позвонили из его пресс-службы и сказали, что был отправлен депутатский запрос на имя министра культуры, я настолько аполитичный человек, я подумал, что это его тезка. И только когда я вечером сидел за компьютером и вдруг выяснил, что сын Президента направил запрос, пазлы в голове сошлись. То есть в течение дня у меня даже мысли не было. Лично мы с Виктором Януковичем не знакомы, думаю, мы познакомимся в ближайшее время. Но, тем не менее, мне очень приятно, что возникла такая инициатива, притом, что я о ней не просил. Я надеюсь, что это будет один из тех ударов в стену непонимания, который все-таки сломает ее.
В интервью другим изданиям вы упоминали о своих проектах за рубежом. Если события все же пойдут по негативному сценарию и вы будете вынуждены распустить труппу “Киев-модерн балета” ... Вы уже внутренне готовы попрощаться с Киевом и заняться своими зарубежными проектами?
Как у художника и хореографа, у меня есть спрос. Другое дело, каким бы интересным не был проект - то ли открытие Олимпиады в Сочи, то “Гамлет” в Большом театре - все равно есть ощущение, что ты работаешь в гостях. Каким бы шикарным ни был отель, ты все равно хочешь вернуться в свою квартиру. Большой театр в России - это шикарный пятизвездочный отель, а “Киев Модерн-балет” - это мой родной дом, который я сам построил.
Вы хотите окончательно поселиться в Киеве?
Можно жить и здесь. Я подолянин. Я обожаю Подол. Я обожаю Киев. Мне здесь комфортно. Киев это нечто среднее между пустотой Минска, ужасной, аграрной провинциальностью Кишинева (несмотря на то, что это мой родной город, и я его люблю) и безумием Москвы. Киев - это золотая середина.
Каким образом вы подбираете артистов? Отличается отбор в труппу “Киев Модерн-балета” от того, что мы привыкли наблюдать на кастингах шоу “Танцуют все”?
Совершенно отличается.
В чем отличия?
Отбор к “Киев модерн-балета” гораздо проще, он не такой зрелищный. Но за два часа мне надо понять, как человек будет работать дальше. Это очень сложно. Первое, что происходит - это урок классического танца: танцоры стоят у станка, рукой держатся за балетную палку, совершая при этом различные телодвижения, которые называются экзерсисом у станка. Затем выходят на середину сцены и делают то же самое, но уже без палки, потом начинаются прыжки - маленькие, большие и т.д..
Несмотря на то, что у нас театр современной хореографии, в основе всех моих творческих поисков и языка танца глубоко внутри лежит классика, классический танец. Я должен понимать, насколько человек в теме. Зачастую после станка сцену покидает половина, а после окончания урока классического танца остается совсем маленькая группа людей. Далее я переодеваюсь, выхожу в зал, ставлю любую музыку и показываю свою странную хореографию. Обязательно с актерским наполнением, актерской задачей: то ребенка рожать, или на свидание опаздывать, плакать или смеяться - все что угодно. И при этом сложная хореография современного танца. Они сначала учат этот кусок все вместе, а потом показывают в одиночку, как этюды. После этого я понимаю, кого мы хотим видеть в команде, а кого - нет.
То есть, придя к вам, люди уже должны владеть классическим танцем?
Люди должны понимать классический танец, знать эти движения и более или менее владеть классическим танцем.
Приходят ли к вам двадцатилетние, тридцатилетние, профессионально не связанные с балетом?
Не было такого. Классический танец очень трудно воспринимать в зрелом возрасте. Есть, конечно, удивительные случаи в истории балетного театра, когда люди приходили в 16 лет ...
Тот же Серж Лифарь ...
Несмотря на то, что Серж Лифарь - это наше “все”, наш символ, наша легенда, но не думаю, что его танец сейчас бы вас покорил. Искусство балета очень быстро стареет, и звезды 40-х и 50-х годов выглядят сейчас жутко комично. Бывают случаи, когда человек приходит в балет поздно, я думаю, что максимально в 16-17 лет, и он достигает определенных успехов, но это скорее исключение из правил.
Вот вы говорите, что искусство балета очень быстро стареет. Подозреваю, что в СССР не было современного танца. Насколько мы отстали от мировых тенденций?
В Советском Союзе был полный вакуум. В конце 80-х годов мы отставали невероятно, но славянский талант сделал невозможное, и сейчас есть коллективы, которые достойно представляют наш современный танец на мировых танцевальных фестивалях. Это было сделано за очень короткий период. И опять же, для того, чтобы искусство современного танца имело свое развитие, ему нужно помогать. Есть страны, где современный танец имеет всестороннюю государственную поддержку. Например, Франция, где семь огромных танцевальных центров по всей стране финансируются непосредственно из бюджета страны, где хореографы могут получать деньги за свои постановки, ангажировать танцовщиков, которые им нравятся, создавать проекты, которые позже при поддержке государства будут представлять Францию на известных театральных фестивалях мира. У нас пока об этом не говорится, но сделаем первые шаги: поддержим то, что у нас уже есть.
В чем особенность современного танца? Что его отличает от классического, балетного?
Главное отличие современного танца от классического в том, что классический танец говорит о человеке идеальном, а современный - о человеке реальном. Для меня, как для художника, самое важное - это вызвать острое сопереживание сидящих в зале. Заезженное слово - “катарсис”. Я считаю, что его невозможно достичь, но надо стремиться. А сопереживать гораздо проще человеку, подобному тебе, чем женщине в белой пачке с перьями на голове или мужчине в белом трико. Обычный зритель, пришедший после тяжелого рабочего дня в театр, точно не сможет сопоставить себя с мальчиком в белом трико, и поэтому никакого сопереживания добиться невозможно. Это будет просто красивая форма. Но если он увидит историю о нелегких отношениях пары (они одеты как обычные люди, они выглядят как обычные люди, они могут быть сгорбленными, они могут быть непривлекательными), то он выйдет из зала и будет плакать.
Классический балет - дело довольно утомительное. Два-три акта, современный зритель к середине балета начинает уставать. Сколько длятся ваши балеты?
Очень по-разному. Есть и большие полотна на весь вечер. Недавно состоялась премьера спектакля “Лебединое озеро” - это большой спектакль на весь вечер, трехактный балет “Перекресток”, который мы создали вместе с композитором Мирославом Скориком, “Щелкунчик” - большой двухактный балет ...
Зритель выдерживает большие трехактные балеты? Сейчас такой темп жизни. Люди стремятся быстро получить удовольствие (даже от театра), быстро переключаться на что-то другое ...
Я прекрасно это понимаю. Вы не поверите, но я тоже человек, живущий в настоящее время. Я всегда сокращаю и чрезвычайно спрессовываю действия. Чтобы вы понимали: классическое “Лебединое озеро” продолжается три акта, а часто и четыре акта (полная версия - это 3,5 часа музыки). У меня первый акт длится 50 минут, а второй - 25. Все. Я понимаю, что мы живем в XXI веке: информация, клиповое мышление и т.д.. Относительно трехактных балетов, я и сам не очень выдерживаю длинные представления, хотя, если честно, я к этому привык с детства. Но балет “Перекресток” должен попасть в “Книгу рекордов Гиннеса” как самый короткий трехактный балет в мире: три акта по 15 минут и два антракта по 20 минут. Всего - 45 минут музыки.
Считается, что балет - это элитарное искусство. Является ли современный балет элитарным также? Или же ему присуща определенная массовость?
Любое театральное искусство никогда не было попсовым. Оно не было попсовым при царе-батюшке, оно не является попсовым и сейчас, в эпоху капитализма. Для того, чтобы человек пришел в театр, нужно, чтобы у него возникло желание, была потребность души. И эта потребность воспитывается из поколения в поколение. Конечно, человек может внезапно захотеть, прийти, полюбить. Но чаще всего это воспитание. И воспитание поколения, которому нужен театр, готового воспринимать те или иные формы театра, - это главная задача культурной политики нашей страны, если мы хотим жить завтра в современном европейском обществе. Если же нет, то мы будем сползать к аграрному, первоначальному состоянию. Вот в такой стране я жить не хочу, и я уверен, что вы тоже.
Источник: www.unn.com.ua/ru/publication/1240945-poklitaru