Oct 29, 2014 10:34
На днях Украинский институт национальной памяти распространил некие ориентированные на средства массовой информации «методические материалы», в которых «предлагает» отказаться от использования термина «освобождение Украины от фашистских захватчиков». Характерны также названия, встречающиеся в перечне художественных и документальных фильмов, которые УИНП рекомендует для освещения темы войны: «Война без победителей» и «Киев. Преданный город». Государственный комитет телевидения и радиовещания призвал СМИ воспользоваться этими рекомендациями для изменения украинской национальной памяти.
Стоит ли напоминать, что в годы фашистского террора в Украине была создана разветвленная система концентрационных лагерей и еврейских гетто, вывозилось на принудительные работы в Германию славянское население, осуществлялось массовое отличавшееся изощренной жестокостью уничтожение мирных жителей и военнопленных, которое приняло характер геноцида, велось систематическое разграбление украинских ресурсов? Видимо, все же стоит. Основанный на расистской антиславянской теории план «Ост», согласно которому должна была действовать нацистская администрация, предусматривал заселение украинских земель выходцами из Третьего рейха, а также массовые депортации украинцев, экономическую эксплуатацию завоеванных территорий, вывоз материальных и культурных ценностей нашего народа. Украинская территория была расчленена оккупационным режимом, а Киев подчеркнуто лишен статуса административного центра.
Только на территории Киева нацистские власти создали два концлагеря - в Дарнице и на Сырце. Общее количество одних лишь киевлян и оказавшихся на территории города военнопленных, которые приняли мученическую смерть от рук немецких нацистов и их местных сторонников, составляет порядка 200 тыс. человек. На территории Дарницкого концлагеря, о котором у нас известно намного меньше, чем о Бабьем Яре, но который представлял собою одну из наиболее жестоких фашистских «фабрик смерти», были обнаружены 68 тыс. убитых военнопленных и мирных граждан. Даже из такого небольшого города, как Миргород, оккупантами были вывезены 959 человек, расстреляны и замучены 146, из них - 48 детей. 720 украинских городов и тысячи сел были разрушены, а 250 сел и поселков - полностью сожжены. К примеру, в ходе карательной операции в селе Большая Обуховка на Полтавщине с 12 по 16 ноября 1941 года немецкими оккупантами были полностью уничтожены все 735 зданий, а 269 украинцев расстреляны или сожжены живьем, среди них было 108 детей. Тяжелейшие потери понесло мирное население и на Донбассе. К январю 1946 года численность населения Украины по сравнению с 1 января 1941 года уменьшилась на 8,9 млн человек.
Как известно, в знак признания особых потерь, понесенных в ходе борьбы с нацизмом, и исключительных заслуг в победе над ним в апреле 1945 года на конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско Украина вместе с Белоруссией была включена в состав учредителей ООН. Таким образом, было получено чрезвычайно авторитетное подтверждение ее международной правосубъектности и исключительной исторической роли украинского народа в победе над нацистским «новым порядком».
Хотел бы особо подчеркнуть: учитывая огромные потери и жертвы украинского народа, а также смертельную угрозу самому существованию украинского этноса, возникшую в результате действий нацистской Германии, любые попытки заменить термин «освобождение Украины от фашистских захватчиков» на какой-либо иной («изгнание» и т. д.) абсолютно недопустимы ни с моральной, ни с политической точки зрения. Очевидно, что реализация подобного рода «методических рекомендаций» может усилить раскол в украинском обществе, ведь речь идет об очень важных вещах - об отношении к нашему прошлому. Ни при каких обстоятельствах сегодня нельзя допустить очередного пришествия «ющенковщины» с ее замаскированными под псевдопатриотизм антиукраинскими и антиславянскими комплексами. Украина никому не должна давать даже повода для обвинений в духовном коллаборационизме.
Виктор Медведчук,
национальная память,
политика и культура