Борьба с инакомыслием разрушает основы правового государства

Jul 22, 2014 12:09


Чиновники ОБСЕ выразили обеспокоенность отключением украинских телеканалов в Луганске и Крыму. «Эти действия нарушают право граждан свободно получать информацию», - заявила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович. Но при этом в организации проигнорировали инициативы Киева по введению жесткой цензуры в украинском информационном пространстве.

Еще в марте Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания обратился к провайдерам с рекомендацией прекратить ретрансляцию российских телеканалов «Вести», «Россия 24», «ОРТ» (Первый канал всемирная сеть), «РТР Планета», «НТВ-Мир». А спустя несколько месяцев от пожеланий и рекомендаций перешел к категорическим требованиям и запретам.

«Нацсовет дал сутки для немедленного отключения вражеского контента тем вещателям, которые ретранслируют российскую пропаганду на Донбассе, в Луганске», - заявила первый заместитель председателя Нацсовета Ольга Герасимьюк. Как ни странно, ее заявление в ОБСЕ почему-то не осудили. Хотя само упоминание о «вражеском контенте» из уст чиновника столь высокого уровня должно было бы насторожить демократически настроенных и свободолюбивых европейцев. Цензура - это один из методов борьбы с инакомыслием, а потому в цивилизованном правовом обществе она недопустима.

История европейских государств знает немало примеров борьбы с инакомыслящими. В середине ХVI века кардинал Караффа запретил издавать книги без разрешения инквизиторов. По иронии судьбы спустя несколько лет в «Индексе запрещенных книг» наряду с произведениями Эразма Роттердамского оказалась и книга самого кардинала.

Кадры немецкой кинохроники, запечатлевшие сожжение книг 10 мая 1933 года в гитлеровской Германии, шокировали мировую общественность. Немецкие нацисты боролись с инакомыслием, сжигая книги. Украинские национал-патриоты - запрещают ретрансляцию российских телеканалов. Параллели более чем очевидны. Но Европа безмолвствует. Впрочем, это далеко не единственный пример двойных стандартов «принципиальных и незаангажированных» европейцев.

Почему-то у еврочиновников не вызвал негодования призыв МВД Украины запретить въезд в нашу страну и страны Евросоюза 300 российским журналистам. Запад закрыл глаза и на инициативу депутатов от партии «Свобода» лишить аккредитации в украинском парламенте российские СМИ, которую поддержали около 200 парламентариев.

Демократическая Европа и прогрессивная украинская общественность снова промолчали. Не слышно ни «Репортеров без границ», ни движения «Стоп цензуре!», ни гражданских общественных организаций, неоднократно декларировавших свою приверженность борьбе за свободу слова, ни представителей позиционирующих себя как демократические политических партий, в программах которых свобода слова преподносится как одна из главных ценностей гражданского общества.

А ведь столь беспрецедентное ужесточение цензуры представляет угрозу развитию свободы слова и демократии в Украине. Члены Нацсовета - органа, являющегося неподконтрольным и неподотчетным обществу, - наделены правом решать, какие темы в информационном пространстве Украины следует обсуждать, а какие - считать табуированными, какие источники информации заслуживают доверия, а какие являются «вражеской пропагандой».

Инициативы Нацсовета по телевидению и радиовещанию, предусматривающие тотальный запрет российских СМИ, нарушают ст. 15 Конституции Украины, нормы Законов «О телевидении и радиовещании», «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «Об информации», призванных обеспечить свободу СМИ в Украине и доступ к информации граждан страны.

Но политиков и чиновников это не останавливает. «Запрещать и закрывать все, что противоречит генеральной линии» - вот принцип, который исповедуют украинские чиновники. Очень старый принцип.

политика, Виктор Медведчук, борьба с инакомыслием

Previous post Next post
Up