Jan 15, 2014 17:13
В новый, 2014 год, страна вошла без бюджета. Парламент так и не утвердил основную финансовую смету страны, хотя проект госбюджета был роздан депутатам для ознакомления еще в декабре 2013 года. 14 и 15 января оппозиция блокировала Верховную Раду: частично из-за несогласия с отдельными статьями бюджета, но в основном - для того, чтобы получить дополнительный повод для пиара и политического торга. По словам премьер-министра Украины, народные избранники подали три тысячи предложений, которые «стоят аж три бюджета в целом».
В условиях жесткой централизации власти и отсутствия контроля граждан над действиями чиновников нарушаются едва ли не все базовые принципы построения бюджетной системы Украины - от принципов обоснованности и сбалансированности до принципа публичности и прозрачности. Когда приоритеты и объемы финансирования определяются не в интересах общества, а в соответствии с потребностями госструктур и финансовых групп, злоупотребления и махинации неизбежны. Поэтому в разгар принятия госбюджета в парламенте ведутся торги, формируются самые немыслимые и непредсказуемые коалиции. Их цель - «грамотно» распределить бюджетные средства. Из года в год мы стоически наступаем на одни и те же грабли: принимаем заведомо дефицитный бюджет, с заведомо невыполнимыми макроэкономическими показателями, затем его проваливаем, берем кредиты, чтобы осуществить выплаты хотя бы по защищенным статьям, и на следующий год все повторяем снова.
В ситуации, когда бюджет централизован, а казначейство выделяет средства местным бюджетам «в ручном режиме», общественный контроль не имеет смысла. Выделили - и слава Богу, не дали - нечего и проверять. У общества просто не вырабатывается полезная привычка контролировать, спрашивать с власти, куда пошли деньги. А пока такой привычки нет, при формировании расходной части будут продолжаться злоупотребления, которые не только дадут о себе знать в текущем году, но и болезненно аукнутся в последующих.
Вынужден констатировать, что государственный бюджет при той бюджетной политике, которая существует сейчас, как инструмент развития страны функционировать не будет. Миллиарды в «общем котле» гораздо тяжелее контролировать, чем, например, десятки тысяч гривен, выделяющиеся на конкретную больницу или школу. Переход к федеративной системе формирования бюджетов мог бы приблизить всю цепочку сбора и распределения средств к территориальным общинам и гражданам. Каждая операция проходит так близко, что ее можно проконтролировать и отследить. Только так - снизу вверх - можно создавать бюджетную систему, в которой каждая копейка будет расходоваться прозрачно, под контролем граждан. В этом случае украинцы перестанут быть заложниками Верховной Рады, каждый год превращающей ключевой для страны процесс в дешевый балаган.
Но создаваться эта система должна в комплексе с переходом Украины от унитарной к федеративной модели государственного устройства, параллельно с усилением местного самоуправления. В этом случае бюджет, выстроенный на принципе прозрачности, полностью подконтрольный местным общинам, станет инструментом развития Украины и перестанет быть кормушкой для власти и оппозиции.
бюджет Украины,
интересы общества,
политика,
экономика,
Виктор Медведчук