Асфальт всегда разрушается вместе с властью

Jun 18, 2013 14:41


Руководство страны, не готовое опереться на собственный народ, вынуждено последовательно отказываться от зон своей ответственности.

Масштабы разрушений, постигших в последнее время тысячи километров дорожного покрытия, заставили органы власти задуматься над двумя извечными проблемами. Что делать и кто виноват? Если положение не спасли даже миллиардные вложения в инфраструктуру к «Евро-2012» (соответственно, возникает вопрос о целевом расходовании средств), то нашим магистралям руководство страны уже ничем не сможет помочь.

Пытаясь нащупать выход, правительство в этом году предложило две свежие идеи. Во-первых, снять с себя ответственность за состояние дорог и перевести их содержание под контроль территориальных органов власти. Второе - привлечь к развитию частного инвестора.

В принципе, оба предложения являются логичными, но фундаментально проблему они не решат. Да, местные органы власти могут и должны расширять зону своей ответственности (что, безусловно, связано и с расширением финансовых полномочий). Мы об этом давно говорим. Идея децентрализации Укравтодора - лишь частный случай объективного и необходимого процесса повышения роли местных органов власти и самоуправления. Но заниматься этим нужно в комплексе, а не в таком духе, мол, мы содержать инфраструктуру не в состоянии - попробуйте теперь вы. Может, у вас получится.

Точно так же идея платных дорог могла бы в некоторых случаях позитивно воздействовать на развитие транспортной инфраструктуры. Мировой опыт свидетельствует, что особо эффективными частные инвестиции могут быть при строительстве таких дорогостоящих проектов, как мосты и туннели. Платные дороги тоже, к примеру, в Европе давно стали нормой жизни. И что-что, а состояние автострад в ЕС выше всяких похвал. Хотя нужно признать, что практически нигде платные дороги не составляют более 3% от общего километража. И, как правило, это крупнейшие автобаны, загруженные транзитным трафиком (получается, иностранцы платят за содержание дорог, по которым ездят). Подобные проекты запущены также в соседней Белоруссии и, насколько я могу судить, они успешны.

Однако нигде платные автострады не создаются по той причине, что государство не в состоянии обеспечить содержание и обслуживание действующей сетки дорог. Ни даже возведение оных хотя бы (!) без нарушения технологии строительства. И без чудовищных масштабов коррупции. Частные дорогие - это дополнительный сервис, дополнительные инвестиции, но не панацея от ям и ухабов.

Между тем, речь идет именно о том, что государство - неспособно. Не только в сфере дорожного строительства. Точно так же можно было говорить о многострадальном ЖКХ. Или о чем-то другом. А из сферы производства - промышленности и сельского хозяйства - государство ушло, и уже давно. Раньше часто пеняли, дескать, государственный сектор в тех сферах, где необходимо оперативное реагирование, неэффективен. Но сейчас он тотально неэффективен во всем! И эту проблему уже не решишь приватизацией, потому что завтра придется уже приватизировать органы государственной власти. (Судя по ситуации, в том числе и вокруг борьбы с коррупцией - последнее, видимо, уже имеет место).

Кстати, украинские оппозиционеры часто говорят о нынешней «сверхцентрализованной» управленческой системе (у меня есть все основания думать, что это их мечта и идеал!), однако на самом деле это машина с системным дефектом.

Она очень плохо управляется. Позволю себе снова перефразировать Мандельштама: власть живет, под собою не чуя страны. Их сигналы и приказы не доходят до конкретного исполнителя. Все равно, что кидать камни в болото: бульк - и даже круги не расходятся.

Чтобы добиться исполнения своих решений, руководство  пытается расставить своих людей по всей управленческой цепочке. Они надеются, что это сработает. На самом деле получается обратный эффект. Система - тормозит. Поэтому правительство вынуждено последовательно отказываться то от одной своей зоны ответственности, то от другой, передавая имущество в руки частного бизнеса, а решение больных вопросов - феодальным князькам на местах.

Этому процессу можно было бы противостоять. Будь власть готова к тому, чтобы опереться на собственный народ, на местное самоуправление, на гражданское общество. Вот кому можно и нужно доверять - именно из этого исходит идеология и позиция Общественного движения «Украинский выбор», которое я имею честь представлять. А дороги, ЖКХ, многострадальное наше здравоохранение и даже национальная экономика являются лишь производными от этого фундаментального представления.    

власть и общество, интересы общества, Виктор Медведчук

Previous post Next post
Up