Премьер Гройсман на все лады расхваливает правительственную программу «Доступные лекарства». По его словам, эта инициатива «в очередной раз доказывает правильность принятого решения - адресно помогать пациентам с сердечными заболеваниями, астмой и диабетом». «Снижение количества вызовов на неотложные состояния, уменьшение смертности из-за несвоевременного применения препарата - все это результат нашей заботы о людях, которые требуют усиленного внимания», - уверяет премьер.
И подчеркивает, что перечень доступных лекарств постоянно увеличивается. Минздрав в августе утвердил новый список препаратов. В обновленный реестр лекарств вошло 261 торговое название препарата. 59 препаратов пациенты смогут получать бесплатно.
Расширение перечня доступных лекарств - это, безусловно, замечательно. Но ведь важно не только составить перечень и расширять его, но и обеспечить наличие доступных лекарств в аптеках. А вот с этим как раз проблемы. В начале года это признавали в самом Минздраве. В январе там заявили: со всей Украины поступают сообщения, что люди не могут получить препараты по программе «Доступные лекарства».
«Врачи не выдают рецепты, а аптеки - лекарства, говоря, что нет финансирования. Это неправда - финансирование на национальном уровне было выделено вовремя и в полном объеме, но во всех областях, кроме двух, оно не распределено местными властями», - отмечали в ведомстве.
Но больных не должно волновать, где и что выделено, они должны иметь возможность получить доступные лекарства в аптеках. Нынешнюю ситуацию в Минздраве не комментируют, что наводит на размышления. А в СМИ продолжают появляться материалы о том, что доступные лекарства не так уж доступны. Или доступны не те, которые нужны конкретному пациенту.
Что же касается утверждения Гройсмана, будто программа повлияла на уровень смертности, то это, мягко говоря, неточно. К сожалению, смертность в Украине не снижается, а растет. В январе - мае 2018-го умерли 254 221 человек - больше, чем в тот же период 2017 года. На 0,3% больше, но все же больше.
Гораздо хуже другое. Гройсман радуется снижению количества вызовов на неотложные состояния, связывая это с реализацией программы «Доступные лекарства». Однако причина, к сожалению, другая - в результате медицинской «реформы» скорая помощь во многих случаях отказывается приезжать на вызовы (как сообщают СМИ, даже к детям с высокой температурой). Естественно, такие вызовы не фиксируются.
Вот только один пример. 35-летнему жителю Днепра Алексею, который шел с маленькой дочерью по улице, стало плохо. На крики ребенка сбежались прохожие. К счастью, одна из прохожих оказалась фельдшером. Она-то и боролась за жизнь Алексея, делая ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца в ожидании скорой. Но скорая, которую вызвали прохожие, не приехала. И только после звонка прибывшей на место происшествия полиции с большим опозданием (через 45 минут после того, как человеку стало плохо!) наконец-то приехала скорая - с шофером и фельдшером, врача не было (воплощение в жизнь «гениальной» идеи Ульяны Супрун). Естественно, оказать помощь такая бригада не смогла. Еще через 10 минут прибыли врачи - реанимация. Больной умер по дороге в больницу.
А Гройсман радуется снижению количества вызовов на неотложные состояния. То есть тому, что «Доктор Смерть» разваливает систему неотложной помощи в Украине… Если это безумие не остановить, то последствия будут чудовищными. Но премьера это, похоже, ничуть не беспокоит.