Состоявшийся в Брюсселе саммит «Восточного партнерства» наглядно показал всю тщетность евроинтеграционных поползновений украинских правящих кругов. Евросоюз в очередной раз демонстративно унизил Украину, оставив ее томиться на задворках своей «восточной политики». Повестка дня с этой точки зрения нисколько не изменилась. Европейская бюрократия по-прежнему стремится выстраивать из постсоветских стран «пояс» управляемой периферии, принадлежность к которой вовсе не предполагает вхождение Украины в состав ЕС в сколько-нибудь обозримой перспективе.
Обращает на себя внимание то, что широко разрекламированное «Европартнерство+» ― расширенный формат сотрудничества, предполагающий присоединение в том числе к Шенгенской зоне, ― не стало предметом серьезного обсуждения. Позиция официального Киева в тех или иных вопросах внешней политики, которую он стремился зафиксировать в официальных документах саммита, фактически осталась без внимания. Пресловутый «план Маршалла для Украины» (реалистичный практически в той же мере, что и взбудораживший когда-то украинское общество план по возвращению из Bank of England мифического «золота Полуботка») всерьез также не рассматривался. Правда, в качестве «отступного» стоящие с протянутой рукой в качестве почетных «евронищих» украинские власти рассчитывают получить новый «пакет макрофинансовой помощи». Однако очевидно, что он ни при каких обстоятельствах не восполнит и малой толики утрат нашей страны от потери восточных рынков, да и вообще мало напоминает астрономическое громадье «плана Маршалла».
Вместо поддержки страстного, но безнадежно-безответного желания официального Киева влиться в ЕС как «братскую семью европейских народов» итоговое коммюнике саммита содержит набор политически корректных, но ни к чему не обязывающих Брюссель фраз: «9. Участники саммита положительно оценивают полное вступление в силу Соглашения об ассоциации с Грузией, Молдовой и самой последней - с Украиной после одобренного в декабре 2016 года решения глав государств и правительств ЕС. 10. В этом контексте участники саммита признают европейские устремления и европейский выбор этих партнеров, как указано в соглашениях об ассоциации. Соглашения предусматривают ускорение политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом. Участники саммита приветствуют поддержку их имплементации со стороны ЕС. В связи с этим, сохраняя инклюзивность «Восточного партнерства», пора привлечь ассоциированных партнеров к диалогу о прогрессе, возможностях и вызовах относительно реформ, связанных с ассоциацией…» В переводе с языка дипломатии это означает: дело Украины ― довольствоваться Соглашением об ассоциации с ЕС и каких-либо требований не предъявлять.
Таким образом, по итогам последней встречи на высшем уровне в привычном уже для отношений официального Киева и ЕС формате «двойных подтасовок» все идет своим чередом. Евросоюз имитирует стремление всерьез приблизить к себе Украину, намекая, что, может, и рад был бы пойти навстречу, но только непомерная коррумпированность украинских властей не дает ему возможности всерьез отнестись к нашей стране. А украинские политические деятели манипулируют утопическими ожиданиями части украинских избирателей, пытаясь создать у них впечатление, что интеграция в ЕС все еще возможна.